124 года назад, в 1899 году, в Москве появляется первая линия электрического трамвая. Она прошла за пределами утвержденных тогда границ города — от Масловки до Петровского парка. Вскоре линию продлили до Тверской заставы. Трамвай развивал немалую скорость — до 25 километров в час.
Первые вагоны были деревянными и узкими — 2,2 метра. Скамейки в них располагались вдоль салона. С 1909 года стали появляться модели отечественного производства. Одним из самых известных был «фонарный» вагон. Он получил свое название благодаря фонарям на крыше.
В конце 1920-х появляются вагоны КМ (коломенский моторный) и КП (коломенский прицепной). Как следует из названий, второй прицепляли к первому. Вместимость каждого — до 60 человек. Таким образом, состав из двух вагонов мог перевозить до 120 пассажиров одновременно.
После войны на авиазаводе в Тушине выпустили универсальный кузов для трамваев, автобусов и троллейбусов по образцу американского довоенного автобуса. Модель трамвая называлась МТВ-82, что расшифровывается как «московской трамвайный вагон». Позже производство перенесли на завод в Ригу. Вагоны были цельнометаллическими, с мягкими сидениями. Они пользовались большой популярностью не только в Москве, но и во многих других городах Советского Союза. В столице они проработали до 1981 года на большинстве маршрутов.
В 1959 году на столичных улицах появилась модель «Татра-2», в 1963-м к ней присоединилась «Татра-3». Эти модели можно видеть и сегодня — правда, с более современной начинкой.
Сейчас парк Москвы насчитывает порядка 850 трамваев, около 640 из которых каждый день выходят на линии. Почти 200 трамваев — представители самой новой модели «Витязь-М». Они перевезли первых пассажиров в марте прошлого года. При создании трехсекционных вагонов учитывались все последние разработки, которые делают проезд удобным. Это низкий пол, климат-контроль, USB-зарядки, информационные табло, спутниковая навигация и видеонаблюдение, современная система управления.
предлагаю вашему вниманию подборку из 105 календарей из истории московского трамвая.