Сахалинская железная дорога — уникальная для России узкоколейная железная дорога, не похожая ни на одну другую и примечательна тем, что расположена на острове и не имеет контакта с материком. Она представляет собой оригинальную конструкцию с шириной колеи 1067 мм. Такой размер колеи обусловлен тем, что дорога строилась японцами после русско-японской войны 1904-1905 годов, когда в результате заключения Портсмутского договора южная часть Сахалина, до 50-й параллели, отошла к Японии. Протяженность железной дороги на острове составляет 804,9 км, она объединяет между собой 35 станций.
Начав железнодорожное строительство на Южном Сахалине сразу же после русско-японской войны, Япония менее чем за 40 лет создала широкую и довольно современную для того периода железнодорожную сеть. Общая протяженность которой составила более 700 км. Летом 1906 года началось строительство первой узкоколейной железной дороги на южном Сахалине. Сначала была сооружена ветка от Отомари (Корсаков) до Тоехары (Владимировка) длиной 42 км. 1 ноября 1906 года вступил в эксплуатацию участок Тоехара — Кайдзука (Соловьевка).
В 1907 году начались перестройка и усовершенствование линии, которая из военно-полевой превратилась в государственную. В 1909 году дорогу продлили на 2,8 км на юг от Отомари до селения Пороантомари (ныне городская черта Корсакова в южной части порта), где началось сооружение портовых причалов. А на участке от Отомари до Санносава (Третья падь) полотно дороги было перенесено из сопок ближе к береговой линии, что позволило избежать крутых уклонов. При этом общая протяженность линии Отомари — Тоехара составила 46 км. В 1910 — 1915 годы выполнили работы по переводу дороги на обычную японскую колею 1067 мм, что позволило эксплуатировать более мощные локомотивы и значительно увеличить ее пропускную способность.
В 1945 г. в результате второй мировой войны Южный Сахалин и Курильские острова стали территорией СССР. Таким образом, сорокалетний период японской колонизации стал важным этапом развития железнодорожного транспорта на Сахалине. К 1945 году протяженность основных линий государственных железных дорог в южной части острова составила 700,4 км.
Сахалинская железная дорога была организована в соответствии с постановлением Совета Министров РФ от 15 апреля 1992 года. Она проходит от станции Ноглики до портов Корсаков и Холмск и станции Шахта-Сахалинская на юге острова. Паромная переправа связывает железнодорожную магистраль со станцией Ванино Дальневосточной железной дороги.Сахалинская железная дорога в составе «РЖД» ликвидирована и является частью Дальневосточной железной дороги с управлением в Хабаровске.