Красноярская железная дорога входит в состав крупнейшего в мире железнодорожного образования – РЖД, в частности, Транссибирской магистрали. Территориально филиал располагается на юге Сибири. Его полотно простирается на более чем 3 тыс. км пути. За все время своего существования грузооборот дороги составил порядка 84 млн. тонн. При этом количество перевезенных пассажиров в общей сложности достигло 8,8 млн человек.
В 1886 г. иркутским генерал-губернатором было подано первое ходатайство в министерство путей сообщения о начале строительства дороги. Уже через год начались первые изыскательные работы, которые продолжились до 1893 г. Их результатом стало утверждение пролегания трассы среднего участка Сибирской дороги между пунктами – Обь, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск и Иркутск. Государственный указ о начале прокладки сибирского участка железной дороги в Российской Империи был подписан Александром III в феврале 1891 года.
Средне-Сибирская железная дорога строилась однопутной. Пропускная способность при этом была невысокая – всего 5-6 поездов тогдашней мощности проходили по всему ее пути за сутки. Переправы через небольшие речки осуществлялись по деревянным мостам. При этом сами станции и привокзальные помещения все были построены из дерева. Исключением являлось только каменное сооружение красноярского вокзала.
К началу 20-го столетия западный и средний участки ж/д-пути объединили в одну Сибирскую дорогу. На магистрали действовало порядка трех десятков станций и сорока разъездов. Однако уже с начала 1915 года полотно было административно разделено на 5 областей. В первую из них – Томскую – и была отнесена Красноярска ветка.
20 лет спустя, она вошла в состав Восточно-Сибирской ЖД с управлением в Иркутске, а в 1936 г. в самостоятельное подразделение со штабом в Красноярске. Несмотря на серьезные затруднения во время Второй мировой войны – технические показатели и прибыль существенно улучшились. В период послевоенных строек дорога временно входила в состав прежнего восточно-сибирского подразделения – с 1961 по 1979 гг.