Морской флот СССР и России
Цитата: алекс от 09/01/2020, 00:23История морского торгового флота нашей страны своими корнями уходит в седую древность. Еще во времена Киевской Руси наши предки совершали торговые походы по Черному морю в Византию, плавали на Каспии. Позднее новгородские славяне плавали по Балтийскому морю в ганзейские города, а в XI-XII веках вышли на берега Белого моря. В XV-XVII веках поморы плавали на лодьях и кочах на Мурман, Новую Землю, в Мангазею и даже на приполярный архипелаг Грумант. К концу XVII века промышленные и служивые люди в погоне за мехами пересекли Сибирь и вышли к берегам дальневосточных морей.
Огромный ущерб нанесла морскому флоту и портам гражданская война. Достаточно сказать, что из 1120 пароходов, имевшихся на 1 января 1915 г., в 1921 г. в стране осталось всего 220 судов. Были разрушены многие порты и судоремонтные заводы. В сложных условиях всеобщей разрухи проходило восстановление морского транспорта в 20-30-е годы. Несмотря на трудности, транспортный флот активно участвовал в освоении Арктики и Дальнего Востока, совершал героические плавания в сражавшуюся Испанию. В этот же период были проведены важные организационные мероприятия в области управления морским транспортом. 18 июля 1924 г. было организовано акционерное общество "Советский торговый флот" ("Совторгфлот"), объединившее транспортные суда, принадлежавшие прежде различным наркоматам, ведомствам и акционерным обществам, в том числе смешанным, с участием иностранного капитала. Этим актом закладывались основы централизованного управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства, складывалась её инфраструктура, включающая не только суда, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения.
С конца 50-х годов началось бурное развитие отрасли и пополнение ее новыми судами. Уже в 1965 г. морской транспортный флот страны составил 1 187 судов общим дедвейтом 8,4 млн.т и вышел на 6-е место в мире. Он стал главным видом транспорта во внешнеторговых перевозках страны. Транспортные суда стали работать на грузовых и пассажирских линиях, связывающих нашу страну со многими странами Европы, Азии, Африки и Америки, совершали длительные плавания на Кубу, во Вьетнам, в Австралию и Новую Зеландию, а также к шестому материку - Антарктиде. Благодаря постройке новых ледоколов во главе с атомоходом "Ленин" была значительно увеличена продолжительность навигации в Арктике. В дальнейшем она стала круглогодичной в Карском море. Уникальные плавания советских судов на Северный полюс, в Антарктиду и в другие районы Мирового океана с производственными и научно-исследовательскими целями высоко подняли престиж нашего флота в мире. 70-80-е годы стали временем качественно нового подъема торгового флота: кроме отечественных судов, в его состав вошло большим количество судов зарубежной постройки. Торговый флот СССР уверенно занимал достойное место на мировом рынке грузоперевозок.
Карманные календари морской флот
История морского торгового флота нашей страны своими корнями уходит в седую древность. Еще во времена Киевской Руси наши предки совершали торговые походы по Черному морю в Византию, плавали на Каспии. Позднее новгородские славяне плавали по Балтийскому морю в ганзейские города, а в XI-XII веках вышли на берега Белого моря. В XV-XVII веках поморы плавали на лодьях и кочах на Мурман, Новую Землю, в Мангазею и даже на приполярный архипелаг Грумант. К концу XVII века промышленные и служивые люди в погоне за мехами пересекли Сибирь и вышли к берегам дальневосточных морей.
Огромный ущерб нанесла морскому флоту и портам гражданская война. Достаточно сказать, что из 1120 пароходов, имевшихся на 1 января 1915 г., в 1921 г. в стране осталось всего 220 судов. Были разрушены многие порты и судоремонтные заводы. В сложных условиях всеобщей разрухи проходило восстановление морского транспорта в 20-30-е годы. Несмотря на трудности, транспортный флот активно участвовал в освоении Арктики и Дальнего Востока, совершал героические плавания в сражавшуюся Испанию. В этот же период были проведены важные организационные мероприятия в области управления морским транспортом. 18 июля 1924 г. было организовано акционерное общество "Советский торговый флот" ("Совторгфлот"), объединившее транспортные суда, принадлежавшие прежде различным наркоматам, ведомствам и акционерным обществам, в том числе смешанным, с участием иностранного капитала. Этим актом закладывались основы централизованного управления морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства, складывалась её инфраструктура, включающая не только суда, но и порты, судоремонтные заводы, учебные заведения.
С конца 50-х годов началось бурное развитие отрасли и пополнение ее новыми судами. Уже в 1965 г. морской транспортный флот страны составил 1 187 судов общим дедвейтом 8,4 млн.т и вышел на 6-е место в мире. Он стал главным видом транспорта во внешнеторговых перевозках страны. Транспортные суда стали работать на грузовых и пассажирских линиях, связывающих нашу страну со многими странами Европы, Азии, Африки и Америки, совершали длительные плавания на Кубу, во Вьетнам, в Австралию и Новую Зеландию, а также к шестому материку - Антарктиде. Благодаря постройке новых ледоколов во главе с атомоходом "Ленин" была значительно увеличена продолжительность навигации в Арктике. В дальнейшем она стала круглогодичной в Карском море. Уникальные плавания советских судов на Северный полюс, в Антарктиду и в другие районы Мирового океана с производственными и научно-исследовательскими целями высоко подняли престиж нашего флота в мире. 70-80-е годы стали временем качественно нового подъема торгового флота: кроме отечественных судов, в его состав вошло большим количество судов зарубежной постройки. Торговый флот СССР уверенно занимал достойное место на мировом рынке грузоперевозок.