Как-то, просматривая Интернет, я наткнулся на сайт, разместивший объявления коллекционеров, и один из них привлек мое внимание. Некто предлагал к продаже карманный календарь на 1941 год всего за… одну тысячу долларов США. Разумеется, любой коллекционер, даже не имеющий понятия о карманных календарях, поймет, что означенная цена не просто непомерно завышена, она нереальна. Кстати, вообще, Интернет, также, как и большинство антикварных магазинов, завалены предметами коллекционирования, выставленных за нереальную цену.
Очевидно, что в Интернете это расчет на дурачка или простое незнание сложившейся конъюнктуры. А вот магазины? Впрочем, это уже иной разговор.
Понятно, что любой владелец товара хочет получить за него как можно больше. В описываемом мною случае сыграла свою роль еще и магия года. Хотя, следует заметить, календарь этот печатался во вполне благополучном 1940 году и, хотя довоенных календарей вообще в последующие страшные годы сохранилось немного, календарь на 1941 г. отнюдь не является какой-то невероятной редкостью. А вот уже на 1942 год… Тем не менее я вообще не могу себе представить календарь, выпущенный позднее XVIII века, за который можно было бы отдать такую сумму. В известном мне случае продажи одного листа подлинника Брюсова календаря, последний был оценен дешевле. Любая цена должна соответствовать реальности, но как ее узнать, эту самую реальность.
Поэтому, я думаю, любой коллекционер с удовольствием ознакомится с современной конъюнктурой на рынке карманных календарей.
Прежде всего, следует сказать, что карманные календари, как, впрочем, и многие другие предметы коллекционирования, можно разделить на две группы: антикварные и современные. Во всем мире принято, что к антиквариату можно отнести все печатные материалы и изделия, со дня выпуска или изготовления которых прошло более 50 лет. В принципе, такое же положение в настоящий момент и с календарями. Антикварными считаются календари, выпущенные до 1960 г. Правда, эта дата считается своеобразным рубежом уже лет двадцать, и не будет меняться еще, наверное, столько же. Дело в том, что это вызвано чисто историческими причинами. До 1960 г. карманных календарей в СССР вообще выпускалось немного. Те же календари, что выпускались, в массе своей рекламные, были довольно низкого качества и особого интереса ни у кого не вызывали. Коллекционеров календарей практически не было, и, в результате, даже крупнотиражные календари Госстраха и Сберкасс сохранились относительно в небольшом количестве. Приблизительно с 1960 г., когда миновал период послевоенного восстановления народного хозяйства, жизнь в СССР оживляется. В том числе и начинается массовый выпуск рекламных календарей. Начиная с середины 60-х, внешнеторговые организации начинают заказывать печать карманных календарей за границей, главным образом в Финляндии, они становятся качественными и интересными. А со второй половины 60-х уже начинают печатать календари в расчете на коллекционеров. Таким образом, 1960 год стал своеобразной вехой, до которой любой календарь заведомо считается редким.
Надо заметить, что отнесение календаря к антикварным еще ни в коей мере не говорит о его цене, хотя и может уже определять ее нижнюю границу. Цена на карманные календари определяется, как и на все на свете, спросом и предложением. Средняя цена обычного современного календаря среди коллекционеров — 1 руб. Эта цена ниже, чем на лотках и в магазинах, но коллекционеры очень редко покупают их там. Исключение составляют лишь календари, отпечатанные для поддержки музеев. Они, как правило, попадают в тематику, пользующуюся среди коллекционеров наибольшим спросом и, кроме того, выпускаются малым тиражом.
Обычно, к концу года на все старые календари, если они избыточны, цена падает еще больше. Наиболее распространенная тематика коллекций — это транспорт и связь, цирк, театр, живопись и прочие разделы искусства, политическая агитация, флора и фауна. Но каждый календарь, без исключения, в какую-нибудь тему, да попадает. И цены на календари, спрос на которые не удовлетворен, могут подниматься в несколько раз, но остаются, как правило, в пределах максимально 10 руб., да и то, такой ценой могут похвастаться очень немногие календари, пользующиеся особым спросом. Такие низкие цены обусловлены еще и тем, что даже заведомо малотиражные календари в любой момент могут появиться в клубе в количестве, превышающем все разумные пределы. Как правило, это остатки нереализованных тиражей, которые могут проявиться даже спустя несколько лет после их выпуска. Правда, можно вообще больше никогда не увидеть календарь в продаже или в обмене, если вовремя не приобрел его. Но в этом одна из сторон романтики коллекционирования.
Что же касается советских карманных календарей, то здесь ситуация такова. Практически все календари хорошо известны, существуют каталоги, и каждый коллекционер знает, что ему нужно, и, как правило, большую часть уже имеет. Известна степень редкости каждого календаря. Поэтому, на большинство календарей цены невысоки. Однако на редкие календари цены могут достигать от 50 руб. и выше.
В отношении же антикварных календарей действует только фактор спроса, так как предложение всегда невелико. И цены начинаются уже с 10 руб. на календари, тематика которых особым спросом не пользуется, например календари Госстраха. Срабатывает фактор года. На календари довоенные и дореволюционные цены, приблизительно, одинаковы. Все зависит от тематики, рисунка (главным образом есть ли он, или его нет), состояния, размера и т.д. Цены колеблются от 50-100 до 300 руб.
Насколько мне известно, максимальная цена, которая когда-либо вообще в нашей стране была заплачена за карманный календарь, составляла 500 руб. Причем, это был отнюдь не антикварный календарь — на 1976 г. Объединение Экспортлен заказало на этот год рекламный календарь, где в качестве модели фигурировала киноактриса Виктория Федорова. Пока календарь печатали, Федорова вышла замуж за американца и осталась в США. Календари, отпечатанные в Финляндии, были немедленно уничтожены. Остались лишь сигнальные экземпляры, да небольшая утечка во Внешторгиздате общим числом вряд ли чуть более десятка. В результате, календарь этот имеет не только тематический, но и чисто исторический интерес.
Время от времени, появляются владельцы антикварных календарей, которые оценивали их в 50 долл. США и выше. Ни в одном из этих случаев календари так и не были проданы, несмотря на то, что в смысле тематики, состояния и исполнения календари были первоклассными.
Так что, в принципе, в России цены на антикварные календари не очень высоки. А как же обстоит дело на Западе? Как сильно мы от них отстали в смысле цен?
Прежде всего, следует иметь в виду, что в любой стране, и Россия здесь не исключение, цены на календари, как и на большинство других предметов коллекционирования, максимальны только на выпуски своей страны, цены на иностранные выпуски всегда гораздо ниже.
Возьмем, к примеру, Францию, которая интересна для нас еще и тем, что там находится, можно сказать, центр европейской торговли предметами коллекционирования. Старые и антикварные карманные календари там можно найти в лавочках букинистов и торговцев подержанными вещами на набережной Сены. Стоимость таких календарей колеблется в пределах 1,5-2 евро. Календарь, купленный там и попавший на рынок коллекционеров, разумеется, повышается в цене и может подняться, в зависимости опять-таки от тематики и состояния, до 10 евро и выше. Карманные календари там можно приобрести и на аукционах для коллекционеров, где цена может достигать 20 евро. По сведениям французских коллекционеров, максимальная цена, когда-либо заплаченная за карманный календарь, равнялась 200 франков (30 евро). Календарь этот, если я не ошибаюсь, был на 1869 г.
Приблизительно, такое же положение и за океаном. Цены, хотя и выше, чем в Европе, но и в США цена за антикварный карманный календарь (разумеется, американский) достигает 10-20 долл. США. Цена в 30 долл. считается очень высокой. Правда, в Штатах наибольшим спросом пользуются не карманные, а настенные, настольные и календари других типов. Цена за антикварный настенный календарь может достигать уже 300 и более долларов.
Справедливости ради, следует отметить, что известен случай, когда на аукционе в США за карманный табель-календарь была заплачена сумма, превышающая 1000 долл., но в данном случае это происходило на аукционе предметов пивной атрибутики, и календарь этот (конец XIX века) был выпущен одним из старейших пивных заводов США. А отношение к пиву и, соответственно, к коллекционированию пивной атрибутики, в США несравнимо ни с какой другой страной мира.
Таким образом, очевидно, что стихийно сложившиеся цены на коллекционные карманные календари в России почти полностью аналогичны европейским и общемировым. Лишь верхняя планка цены несколько ниже, но это и понятно ввиду меньшей покупательной способности россиян.
И, наконец, несколько слов о коллекциях, продающихся целиком. Как правило, подобные коллекции покупают либо для перепродажи по частям, либо для пополнения собственной коллекции небольшой частью из купленных. В обоих случаях серьезно встает вопрос о ликвидности такой коллекции. В последние десятилетия, особенно в СССР, выпускалось много календарей с громадными тиражами по мизерной цене или вообще бесплатных. Таких календарей было выпущено около 5-7 тысяч видов. Все эти календари легко доступны для начинающего коллекционера без приложения особого труда и средств. И все эти календари практически неликвидны. Но они составляют костяк любой небольшой коллекции. То-есть, коллекция размером до 5-7 тысяч календарей в основе своей неликвидна. Правда, в любой коллекции можно встретить один или несколько интересных и, даже, редких календарей. Мне, например, случалось покупать подобную коллекцию практически из-за одного календаря.
Большие коллекции уже могут содержать сотни интересных покупателю или ликвидных календарей, но в этом случае увеличивается процент календарей низкой ликвидности. В результате получается, что чем больше размер коллекции, тем меньше должна быть оценка на круг одного календаря. Для крупных коллекций она может опускаться до 2-3 копеек. Несколько лучше обстоит дело с тематическими коллекциями. Тема, сама по себе, отсекает большую часть абсолютно неликвидных календарей. Но любая тематика, будь то флора-фауна или автомобильный транспорт, всегда включает в себя и неликвидную часть. Поэтому стоимость такой коллекции зависит от ее полноты, но и при этом вряд ли оценка календаря на круг сможет превысить 50 коп.
Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что нет правил без исключений. Для примера можно вспомнить календари, выпускавшиеся в Ленинграде в течение 60-х годов с графическими рисунками видов Ленинграда и его окрестностей, так называемая ленинградская графика . За 10 лет их вышло свыше 250 видов и разновидностей.
И, хотя тиражи их были не менее 100 000, но сохранилось их гораздо меньше, чем хотелось бы коллекционерам. Так вот, эта коллекция в любой ее части является абсолютно ликвидной и стоит не менее 4-5 руб. на круг. Более того, в данном случае, чем больше (а, значит, полнее) коллекция, тем дороже оценка на круг одного календаря. В принципе, практически полностью ликвидной может быть достаточно полная коллекция календарей автомобильных и судостроительных заводов или дочерних зарубежных фирм Автоэкспорта как целиком, так и по отдельности, или, даже, генеральная коллекция отдельных регионов или республик России и СНГ, например, Приморского края или Армении, хотя, разумеется, в этих случаях оценка на круг будет и не столь высока.
Конечно, в одной статье невозможно дать все ценовые аспекты хотя бы и одного ограниченного раздела огромного мира коллекционирования, но я надеюсь, что прочитавшие эти строки станут хотя бы немного ориентироваться как в карманных календарях, так и в ценах на них.