Железнодорожный транспорт в СССР — сеть железных дорог различного назначения и их сопутствующая инфраструктура (1922—1991 гг.). Занимал ведущее место в транспортной системе страны, перевозя около 80 % всех грузов и от 40 % до 90 %, в различные годы, пассажиров. По объему грузоперевозок являлся крупнейшей железнодорожной сетью мира, по протяженности путей занимал 2-е место после Соединённых Штатов Америки. Исторически был продолжением развития железнодорожного транспорта Российской империи, после 1991 года территориально разделился между независимыми государствами бывшего СССР. Основная часть перешла к России.
Управление железнодорожным транспортом отличалось жесткой централизацией, осуществляемой по 4-х ступенчатой системе: Министерство путей сообщения СССР — железная дорога — отделение дороги — линейное предприятие. Вся железнодорожная сеть была разделена по территориальному принципу на 32 железные дороги (1980 год), вмешательство в их деятельность со стороны не железнодорожных организаций исключалось. Железнодорожный транспорт был включен в общую транспортную систему СССР и осуществлял, помимо внутренних перевозок, также международные транзитные контейнерные транссибирские перевозки между странами Европы и Дальнего Востока.
Помимо строительства новых линий, в советский период сделана техническая модернизаций путей и подвижного состава. Все значимые магистрали сделаны двухпутными, пути усилены с переходом на тяжелые рельсы и бетонные шпалы, все напряженные по перевозкам магистрали электрифицированы, ликвидированы 2-осные вагоны, введена автосцепка, исключена паровозная тяга, внутри страны выпускался весь спектр вагонного и локомотивного парка. Благодаря широкому внедрению автоматики, связи и диспетчеризации, средняя грузонапряженность железнодорожных перевозок достигла 40 млн ткм брутто/км в год (при пиковых значениях на некоторых участках до 160 млн ткм брутто/км в год.), этот показатель был самым высоким в мире и в несколько раз превышал грузонапряженность железных дорог Западной Европы. Наибольшего максимума железнодорожные перевозки достигли в 1988 году (4097,4 млн т.), затем начался постепенный спад (3857,0 млн т — 1990 г.). По перевозке пассажиров, железные дороги внутри СССР держали абсолютное лидерство до 1950-х годов, затем рост пассажирооборота по железным дорогам замедлился и в конце 1970-х первенство перехватил автомобильный транспорт.