В Советском союзе внешняя торговля являлась монополией государства. Практически все советские внешнеторговые фирмы тогда входили в одно из двух объединений, а именно, в Министерство внешней торговли или Государственный комитет по внешним экономическим связям (ГКЭС).
Рекламные карманные календари внешнеторговых фирм заказывались за рубежом, и красочностью, печатью, материалом всегда выгодно отличались от издаваемых в СССР. Неудивительно, что эти календари всегда (и сейчас тоже) пользовались особой любовью коллекционеров. Существовал даже такой раздел тематического коллекционирования — “внешторг”. Именно среди этих календарей мы впервые увидели объемные, вариоскопические (то-есть меняющими рисунок в зависимости от угла зрения) и, так называемый, “дюфекс” (лазерная техника на фольге).
Для рекламы наших товаров за рубежом календари старались делать как можно интереснее, хотя тематика и была довольно жестко ограничена цензурой. Некоторые объединения приглашали на съемки для календарей случайных людей, иногда даже своих сотрудниц, как это делали такие объединения, как “Машприборинторг” или “Внешпосылторг” (кроме всего прочего, им можно было не платить за съемки). Но для рекламирования предметов роскоши, в особенности для женщин, экономия на рекламе могла обойтись слишком дорого. И в этом случае для съемок приглашались профессиональные манекенщицы и известные актрисы. Так, на календарях объединения “Алмазювелирэкспорт” 70-х годов мы часто можем видеть актрису Ирину Азер, которую и сейчас, наверное, многие помнят по фильму “Большая перемена”.
Всесоюзное объединение “Экспортлен” ежегодно выпускало три рекламных карманных календаря с рекламой тканей и женских нарядов. В 1975 году было решено пригласить для рекламной съемки одного из календарей актрису Викторию Федорову. В то время ее имя было широко известно по фильмам, в которых она снималась (фильм “Двое”, вышедший в 1965 г., где она великолепно сыграла роль глухонемой девушки, сразу же принес ей известность, как актрисе), и благодаря трагической судьбе ее матери, актрисы Зои Федоровой, бывшей одной из звезд предвоенного советского кинематографа и более всего знакомой нынешнему телезрителю по неумирающей комедии “Музыкальная история”, в которой она сыграла главную роль вместе с Сергеем Лемешевым. Во время войны Зоя Федорова вышла замуж за военного атташе США. После его отъезда из СССР, несмотря на неоднократные просьбы, ее так и не выпустили из страны, а позже и вообще упрятали в лагерь. Виктория родилась в 1945 г. уже после отъезда отца и окончания войны
Вернувшись из заключения, актриса продолжила играть и сниматься. Дочь пошла по ее стопам. В 70-х годах Зоя Федорова сумела связаться со своим, теперь уже бывшим мужем (к тому времени вторично женатым), и он, узнав, что у него в СССР растет дочь, тут же выслал ей приглашение. Виктория полетела к отцу вскоре после рекламных съемок. Через в/о “Внешторгреклама” заказ на печатание календарей был размещен в Финляндии. Там изготовили сигнальные экземпляры и прислали их в Москву на утверждение. Но тут разразился скандал. Улетевшая в США Виктория неожиданно влюбляется и выходит замуж за американца. Более того, она сообщает, что остается в Америке с мужем.
Руководство нашей страны никогда не прощало тех, кто, демонстративно или нет, но решал свою судьбу сам. В результате имя Виктории Федоровой было вычеркнуто из истории советского кинематографа, перестали демонстрироваться фильмы с ее участием.
Мать так никогда больше не увидела дочь. Она несколько раз безуспешно пыталась получить разрешение на поездку в США, но вскоре страну потрясло известие о ее трагической и таинственной гибели.
Разумеется, “Экспортлен” немедленно отказывается от заказанных календарей. Неизвестно, были или нет получены назад деньги за изготовление календарей, и были ли последние вообще отпечатаны, или фирма так и не успела их изготовить. Но, в любом случае, в Союз они не поступили.
Однако оставались сигнальные экземпляры. Вряд ли их было более десятка. Это и есть все, что имеется в настоящий момент в российских коллекциях и в одной, теперь, заграничной. Возможно, выплывут из небытия еще один или два экземпляра. Но, в любом случае, многие коллекционеры могут лишь мечтать иметь в своей коллекции этот раритет, память об одной из драматичнейших историй нашего недавнего прошлого.
В заключение, хотелось бы сказать, что уничтожение целых тиражей даже уже отпечатанных и оплаченных карманных календарей по тем или иным, иногда совершенно смехотворным причинам, происходило не раз.
Так, в 1981 году “Совинфильм” заказал и получил тираж карманного календаря на 1982 г. с кадром из фильма “Ленин в Париже”. Но, как оказалось, существовало закрытое распоряжение Цензурного комитета, что тиражировать образ Ленина можно в виде его фотографических и живописных портретов, но нельзя в том случае, когда его изображает другое лицо, даже если это, как в данном случае, известный артист. Воистину, подобная логика недоступна нормальному человеческому восприятию. Весь тираж был уничтожен. Но, поскольку это происходило уже в СССР, то некоторая “утруска” тиража все же произошла, и он не так редок, как описанный выше, — в коллекциях российских и зарубежных коллекционеров находится не менее 20-25 сохранившихся экземпляров.
Не менее смехотворной явилось причина изъятия тиража календаря, заказанного “Внешторгрекламой” на 1979 г., к тематике которого, на первый взгляд, уж никак нельзя было придраться. Это был известный портрет Е.А Телешовой в роли Зелии, принадлежащий кисти Ореста Кипренского. Но на груди Телешовой было большое католическое распятие. И этого оказалось достаточно…
И уж совсем анекдотический случай произошел в 1973 году. “Экспортхлеб” заказал и получил тираж карманных календарей, рисунок которых не понравился руководству. Календарь был действительно неудачный — желтая эмблема объединения не просматривалась и была неудобочитаема на фоне золотого зерна (интересно знать, куда смотрели, когда утверждали сигнальные экземпляры). Поэтому тираж был уничтожен и срочно заказан другой. Но, поскольку в данном случае уничтожение проводилось без особой строгости, то теперь “уничтоженный” календарь встречается у коллекционеров гораздо чаще, чем тот, что был отпечатан ему на замену, и практически полностью ушел в качестве рекламы за рубеж.
Таких случаев можно было бы рассказать много, но здесь упомянуты лишь календари внешнеторговых фирм, на производство которых были потрачены тысячи долларов валюты, принадлежащей государству. И все они были уничтожены в угоду политическим или псевдополитическим соображением, либо в результате ошибки. И никто за это не ответил.
Правда, известен случай когда календарь одной из дочерних фирм “Технопромэкспорта” на 1983 г. остался лишь в виде сигнальных экземпляров из-за проведенных в конце 1982 г. арестов по, так называемому, “рыбному делу”. В этом случае именно потому, что кому-то все же пришлось ответить.
Каждый календарь, это частица нашей истории. Иногда трагической, иногда — героической. А иногда и, как видите, анекдотической.