Статья Дмитрия Алексеевича Малявина
Выходные данные отечественных карманных календарей
Часто перед коллекционером карманных календарей встает вопрос: что перед ним за календарь, где он выпущен, какая фирма и в какой стране его заказала. От этого зависит, соответствует ли данный календарь тематике коллекции, а если да, то в какой раздел именно его поместить.
Одним из основных источников информации о календаре являются его выходные данные.
К сожалению, в последние годы проставлять их на календарях издатели считают лишним, а, подчас, даже и вредным (видимо, чтоб не вводить в соблазн заняться проверкой налоговые службы). Интересно отметить, что в региональных издательствах выходные данные в той или иной степени, но проставляются, в отличие от центра — видимо на периферии традиции порядка еще сохраняются. Другое дело, если календарь был выпущен в СССР. Тогда выходные данные проставлялись на большинстве календарей и содержали довольно много информации. Сейчас же более или менее полные выходные данные можно увидеть, в основном, на календарях предвыборной рекламы. Но там ведется строгий учет расходуемых средств. На остальных календарях можно найти лишь, в лучшем случае, фирму-изготовитель, адрес которой уже может дать нам кое-какую информацию о происхождении календаря.
В принципе, выходные данные на карманных календарях те же, что и на любой печатной продукции, однако, в силу своей специфики, часть обычной , например, для книги выходной информации просто не нужна, как например, количество печатных листов и т.п. Поэтому здесь будут рассмотрены лишь те реквизиты, которые встречаются на отечественных карманных календарях.
В полном виде выходные данные карманных календарей могли включать следующие реквизиты:
- Фирма, заказавшая календарь.
- Фирма, подготовившая макет календаря. Однако, это может быть та же фирма, что и заказывала календарь. Но наиболее обычным является процесс, когда заказчик доверяет изготовление календаря издательской фирме, которая, подготовив макет, передает его в типографию или фирму, имеющую типографское оборудование, для печати. Но может быть и так, что заказчик, издатель и типограф являются одним и тем же лицом. Чаще всего это характерно для календарей издательств и типографий, изготовивших календари для внутренних нужд.
- Наименование, иногда полное, но чаще всего сокращенное или вообще лишь аббревиатура типографии или фирмы, напечатавшей календарь. Это — наиболее часто встречающийся реквизит выходных данных. Он печатался еще на дореволюционных календарях России, часто встречается и сейчас в качестве единственного реквизита, как правило, с адресом и телефонами. Дело в том, что для выпускающей фирмы это еще и реклама. Тем не менее, московские издательские фирмы, как правило, почему-то игнорируют этот способ рекламы чаще других.
- Так называемый, “Лит” или номер цензурного разрешения. Его печатали на всех печатных иданиях СССР, в том числе и на карманных календарях до 1991 г. включительно. Лит представлял из себя одну или две буквы кода и, через тире или пробел, порядковый номер разрешения. Буквы же кодировали управление и теперь позволяют определить, где именно заказывалось разрешение. Код этот, в основном, дает нам возможность определить регион именно заказчика календаря, а не его изготовителя, при том, что оба они могли быть расположены в разных городах и, даже, республиках. Но это не общее правило — иногда разрешение заказывалось по месту печати, хотя заказчик находился в другом регионе.
- Номер заказа (если даже на иностранном, по всем признакам, календаре стоит: “Зак. ХХХ”, можно быть уверенным, что календарь отечественный, по крайней мере, в смысле изготовления, ведь в СССР печатались календари для Кубы, Монголии, Вьетнама и др.).
- Номер издания. Внутренний номер издательства. Иногда проставляли и его, особенно издательства Украины и Литвы.
- Тираж. Как правило это были цифры, после которых ставилась размерность единиц (Тыс. экз. или млн.экз.). Сокращение “тыс.” могло быть заменено на “т.”. Если размерность не проставлялась, то это означало, что цифры обозначали тираж в экземплярах. Но существовала одна маленькая хитрость: если число содержало запятую, а размерность не проставлялась, то подразумевался тираж в млн. экз., например, цифры “2,0” подразумевали тираж в 2 млн. экз.
- Инициалы и фамилия художника, фотографа или дизайнера календаря.
- Инициалы и фамилия ответственного за выпуск календаря. Этот реквизит появился уже в последнее десятилетие только для календарей предвыборной рекламы.
- Общесоюзный код печатного издания, под которым он впоследствии мог проходить по машинному учету и каталогизироваться, при необходимости, в библиотеках. Он представлял из себя ряд цифр в две строчки, напечатанные обязательно жирным шрифтом. В 80-х — 90-х годах этот код обязательно присутствовал на выпусках ЛКЦП и редко на выпусках других издательств.
На календарях, напечатанных за рубежом часто печатается название страны и, иногда, типографской или издательской фирмы. На календарях, выпускавшихся в некоторых странах в выходных данных иногда присутствуют характерные буквосочетания, которые могут вводить в заблуждение коллекционера, как например, “ОТК” для Чехословакии.
Как уже говорилось, в полном виде, выходные данные никогда не проставлялись, хотя бы уже потому, что на карманном календаре места не так уж и много. Однако, даже частичные, они могут дать достаточно много информации. Например, лит дает возможность узнать регион, в котором заказывался календарь, если лит не московский. Дело в том, что к Москве относились несколько литов: союзный, республиканский, городской и, возможно, областной. При этом следует иметь в виду, что фирмы и заводы союзного и республиканского подчинения цензурное разрешение получали только в Москве вне зависимости от их местонахождения. Поэтому, лит, относящийся к Москве, несет в себе слишком мало информации, также, как и лит военной цензуры.
Ниже дается таблица литов, которые известны на карманных календарях. Учитывая, что цензурное разрешение существовало в таком виде только в советский период , то и географические наименования даются так, как они тогда писались, без учета позднейших переименований.
Буквенный код “литов”
Код лита | Регион или область | Код лита | Регион или область |
А | Москва | ИЕ | Курск и Курская область |
АБ | Молдавия | КЕ | Иваново и Ивановская область |
АЖ | Витебск и Витебская область | КЛ | Таджикистан |
АЗ | Гомель и Гомельская область | КУ | Калининград и Калининградская область |
АК | Ярославль и Ярославская область | Л | Москва |
АЛ | Красноярск и Красноярский край | ЛБ | Пермь и Пермская область |
АТ | Минск и Белоруссия (республиканская цензура) | ЛВ | Литва |
АЯ | Белгород и Белгородская область | М | Ленинград и Ленинградская область |
ББ | Ужгород и Закарпатская область | МА | Краснодар и Краснодарский край |
БВ | Луганск (Ворошиловград) и Луганская область | МВ | Эстония |
БГ | Львов и Львовская область | МН | Новосибирск и Новосибирская область |
БЕ | Запорожье и Запорожская область | МЦ | Горький и Горьковская область |
БЖ | Луцк и Волынская область | НБ | Рязань и Рязанская область |
БЗ | Полтава и Полтавская область | НЕ | Иркутск и Иркутская область |
БК | Кировоград и Кировоградская область | НК | Смоленск и Смоленская область |
БЛ | Николаев и Николаевская область | НП | Удмуртская АССР, Ижевск |
БМ | Сумы и Сумская область | НС | Свердловск и Свердловская область |
БП | Донецк и Донецкая область | НТ | Чувашская АССР, Чебоксары |
БР | Одесса и Одесская область | П | Башкирская АССР, Уфа |
БТ | Днепропетровск и Днепропетровская область | ПД | Омск и Омская область |
БФ | Киев и Украина (республиканская цензура) | ПК | Ростов-на-Дону и Ростовская область |
БЦ | Харьков и Харьковская область | ПН | Мурманск и Мурманская область |
БЫ | Черкасы и Черкасская область | ПФ | Татарская АССР, Казань |
БЯ | Симферополь и Крымская область | Р | Узбекистан |
ВГ | Ставрополь и Ставропольский край | РД | Тюмень и Тюменская область |
ВД | Владивосток и Приморский край | СЛ | Архангельск и Архангельская область |
ВЛ | Хабаровск и Хабаровский край | Т | Москва |
ВФ | Армения | УГ | Казахстан |
Г | МО СССР (военная цензура) | УЭ | Грузия |
ГБ | Калуга и Калужская область | ФБ | Челябинск и Челябинская область |
Д | Киргизия | ФГ | Азербайджан |
ЕА | Калинин и Калининская область | ФП | Пенза и Пензенская область |
ЕИ | Северо-Осетинская АССР, Орджоникидзе | Ц | Коми АССР, Сыктывкар |
ЕО | Куйбышев и Куйбышевская область | ЦП | Тула и Тульская область |
Ж | Владимир и Владимирская область | ЯТ | Латвия |
ЗМ | Ульяновск и Ульяновская область | JT | Латвия |
И | Туркмения | LV | Литва |
В Латвии и Литве буквы кода зависели от языка, на котором издавался календарь. Если календарь был издан на латышском или литовском языке, употреблялись латинские буквы, если на русском — русские. Однако для Эстонии код “МВ” состоял из букв, которые есть в обоих алфавитах, поэтому не возникло нужды во втором коде.
В настоящей таблице еще достаточно неясного. Неизвестно, какие московские литы к какому уровню относятся — союзному, республиканскому, областному или городскому. Неясно, что за литы с кодами “Б” и “НБ”, хотя календари с такими литами существуют. Нет сведений, также, действительно ли лит “Т” относится именно к Москве, или он ведомственный. Вполне возможно, что существуют календари и с другими литами, не отраженными в данной статье. Словом, здесь есть, что исследовать пытливому коллекционеру.
В настоящей статье я постарался дать тот минимум информации, которой, по моему мнению, должен обязательно располагать коллекционер карманных календарей. Но, повторюсь, это лишь минимум. Хорошо бы, например, иметь полный список аббревиатур и сокращений типографий, издательств и полиграфических фирм с расшифровкой и местоположением. Это огромное поле для исследования. Нечто подобное было сделано коллекционерами Санкт-Петербурга в конце 80-х, однако эта информация так и не получила широкого распространения, причем, полагаю, по вине именно питерских коллекционеров — создается мнение, что они не были заинтересованы в в этом заинтересованы. Теперь же появились еще тысячи полиграфических и издательских фирм, причем обращение к той или иной фирме стало в певвую очередь зависеть только от стоимости и лишь в самую последнюю очередь от региона. Все это тоже ждет своего исследователя.