Северная железная дорога (филиал ОАО «Российские железные дороги») проходит по территории Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Владимирской областей и Республике Коми, а также по части Тюменской области (на участке ветки Чум — Лабытнанги). Управление в городе Ярославле. Длина дороги — 5956 км.
В 1898 году обществом (тогда сменившим название на общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги) уже под руководством предпринимателя Саввы Мамонтова, проложен узкоколейный участок Вологда — Архангельск, который впоследствии перешит на широкую колею. В 1900 году все линии общества выкуплены в казну. В 1905 году вступила в эксплуатацию казённая Петербурго-Вологодская линия Обухово — Череповец — Вологда, в 1906 году — дорога Вологда — Вятка. 1 января 1907 года все линии объединены под управлением Северных железных дорог.
В течение 1929—1932 годов электрифицирован участок Москва — Загорск. В 1936 году Северные железные дороги были разделены на Северную (управление в Вологде) и Ярославскую железные дороги. В 1937—1941 годах построена Печорская железная дорога от Коноши до Воркуты.
В 1953 году Северная и Ярославская железные дороги объединены в Северную железную дорогу. 14 июля 1959 года присоединена Печорская железная дорога, а Московско-Ярославское отделение дороги передано Московской железной дороге. В 1997 году на дороге укрупнены отделения: Ивановское включено в состав Ярославского, Буйское — в состав Вологодского.