«

»

Распечатать Запись

Татарские печатные календари конца ХIХ- начала ХХ века, хранящиеся в Национальной библиотеке и Научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского

Л.З. Миннуллина, библиотекарь отдела рукописей и редких книг Национальной библиотеки республики Татарстан

 

Календарь является одним из древнейших изобретений человечества. Он возникает везде, где появляется письменность.

История календарей — это в значительной мере история астрономии и связанных с ней наук. Но вместе с тем очевидно, что все календарные системы представляют собой социальные конвенции. Поэтому история календарей — это также и история религии, и история государственности, и история социальных отношений.

Согласно современным энциклопедическим словарям, календарь- справочное издание, содержащее последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года, часто с указанием древних сведений и иллюстрациями.

Татары еще с древнейших времен были знакомы с системой хронологического отсчета времени. В фондах ОРРК Национальной библиотеки и Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского хранятся более десятка татарских рукописных календарей, относящихся к 18-19 вв.

С середины 19 века рукописные календари постепенно были вытеснены печатными изданиями. Составление и выпуск календарей становится одним из направлений в татарском книгоиздательском деле наряду с такими, как издание учебной, научной, художественной, сельскохозяйственной, буквареведческой и другой литературы. В целом, татарское издательское дело является самым ранним по времени возникновения, богатым по количеству и содержанию среди тюркских народов России. В то же время, несмотря на богатые традиции издательского дела, татарская печать возникла лишь в начале 20 века. Для этого имелись все необходимые предпосылки, однако колониальная политика всячески тормозила становление татарской периодической печати, о чем свидетельствовали неоднократные отказы официальных властей в открытии национальных газет и журналов. Однако передовые умы татарской интеллигенции не хотели мириться с несправедливой участью. Издание календарей становится продолжением рукописного календареведения, а также он стали выполнять некоторые функции периодической печати. Календари становятся источником информации для татарского народа.

Издание татарских календарей начинается с 1841 года. Автором первого издания являлся Р. Амирханов, оно вышло в свет под названием «гуррелэк», т. е. календарь. Впервые этот факт был обнародован в статье академика А. Г. Каримуллина в 1961 году. Статья представляет собой краткий обзор календарного дела у татар до октября 1917 года, естественно, она полностью не отражает состояния дел в данной области. Однако, несмотря на давно известные факты, в некоторых современных энциклопедических изданиях приводятся ошибочные сведения о первом татарском печатном календаре. Такое обстоятельство говорит о недостаточной исследованности данной области исторической науки. Изучение генезиса и развития календарного дела у татар не имеет научной основы. Стоит справедливо заметить, что хронологическая система, используемая татарами в течение нескольких столетий, нашла свое подробнейшее освещение в некоторых работах. Например, В. М. Беркутова, Г. Давлетшина, М. Ахметзянова. Л. Замалетдинова.

Данная статья является обзором татарских печатных арабографических календарей, хранящихся в фондах ОРРК Национальной библиотеки и Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского.

Как было отмечено, началом печатания календарей является 1841 год. Первый печатный календарь в настоящее время хранится в фонде ОРРК Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского. На рубеже 19-20 веков издание календарей приобретает массовый характер. Одним из положительных отзывов о татарских календарях данного периода были высказывания тюрколога Н. Ф. Катанова: «Казанскими татарами отрывные календари стали издаваться лишь за последние десятилетия, прежде всего татары пользовались брошюрами, называемыми гуррелек…».

Для более детального исследования календарей рассмотрим их с точки зрения разновидностей и определим тираж.

Разновидности печатных календарей исследуются по трем параметрам: по полиграфическому исполнению, т.е. по внешней форме, по содержанию, по длительности пользования. По полиграфическому исполнению календари подразделяются на нижестоящие типы:

  • настольные, в виде брошюры;
  • настенные, отрывные;
  • настенные, в виде плаката;
  • карманные.

Исторически первые печатные календари были настольными. Это календари Р. Амирханова, К. Насыри, Ф. Халиди и др. Внешне они напоминали небольшую брошюру. Но в процессе совершенствования техники печати появляется множество других форм. Наиболее распространенным видом становятся настенные отрывные, которые составляют 1\3 часть всех печатных календарей. Первый настенный отрывной календарь был издан в 1898 году и назывался » Такъсими дивари календарь», т.е. » Раздельный настенный календарь». Составителем являлся известный татарский журналист, филолог и общественный деятель Ахмедхади Максуди (1868-1941). И в наши дни аналогичные издания пользуются большим спросом среди татарского населения. Также настенные отрывные календари издавались К. Биккуловым (1907), Х. Забировым (1908), Ф. Амирхановым (1909), Р. Ахмаровым (1910), М. Идрисовым (1910), Ш. Рахматуллиным (1914) и др. Стоит отметить, что у некоторых тюркских народов России, в частности, у башкир аналогичные издания появились лишь в 1986 году. Популярностью пользовались календари настенные в виде плаката. Это календари таких издателей, как Б. Гимранов (1907), Сарваретдин бин Мифтахетдин (1909), Ф. Халиди (1914) и др.

Постепенно широкое распространение находят и карманные календари в виде записной книжки. Это календари Г. Ниязи (1909), Ш. Шагидуллина (1910), А. Камалова (1911), З. Касыми (1914) и др. Среди карманных календарей встречается так называемый «вечный» календарь. Его составителем является филолог Г. Алпаров. Календарь, состоящий из двух частей, был издан в 1911 году в уездном городе Стерлитамаке.

Календари, являясь источниками информации, старались осветить все стороны общественной жизни .Можно определить следующие группы по содержанию:

  • научно-промышленные;
  • литературные;
  • научно-литературные;
  • торговые;
  • календари для массового пользования.

В основном, преобладали календари, предназначенные широкому кругу читателей, так как они предоставляли обширную информацию для различных слоев населения. Например, один из них- «Народный календарь» А. Биккулова, изданный в Казани типографией «Миллят». Так- же в широком пользовании находились календари литературного характера и научно- литературные. Потребность в печатных изданиях научно- литературного содержания была вызвана постепенным повышением общекультурного уровня народа, ростом активности населения в общественно- политической жизни страны. В качестве примера этой разновидности можно назвать календари Ф. Амирханова (1909), А. Рашидова (1911), М. Гафури (1912), Г. Шагида (1913) и др. С ростом экономических связей татарского купечества, а также с увеличением числа представителей этой социальной прослойки у татар спросом пользовались торговые календари. Они были своего рода путеводителями в экономической жизни страны. Один из них, календарь известного издателя Ш. Шагидуллина «Саудагар календаре» («Календарь торговца»). Он издавался в 1910 году на татарском и русском языках. Еще один уникальный в своем роде календарь выпустил А. Сайдашев. Это иллюстрированный научный и торгово-промышленный адрес-календарь мусульман всей России «Маглюмаат», т.е. «Сведения». По утверждению академика А.Г. Каримуллина, аналогичное издание, точнее «Торгово-промышленный календарь для мусульман России» на русском и татарском языках издавался в типографии И. Бораганского в Санкт-Петербурге.

Татарские календари могут быть систематизированы и по длительности пользования. Мы выявили несколько типов календарей, подразделяющихся по длительности пользования. Например, известный нам календарь Р. Амирханова » Горрэлэк» был рассчитан на 40 лет. Другой издатель, писатель Ф. Халиди составил календарь на 25 лет. Он был издан в 1899 году в университетской лито- типографии Казани. В 1888 году М. Салиховым был составлен календарь на 12 лет, который так и назывался «Горранама 12 сана учун» («Календарь на 12 лет»). Самыми распространенными являлись календари, рассчитанные на один год. Они составляют подавляющее большинство всех печатных календарей. К этой разновидности относятся календари К. Насыри (1870-1895), Ш. Хусаинова (1896), Ф. Халиди (1898), Ш. Шагидуллина (1907), Ф. Амирханова (1909) и другие. Помимо календарей- ежегодников издавались и ежемесячные. Таких календарей выявлено немного всего три. Первый составлен Г. Муминовым на 1908 год, называется «1327 санаи хиджрия учун айлык календарь», т.е. «месячный календарь на 1327 год по хиджре». Второй — «Айлык дивари календарь 1914 елга» («Месячный настенный календарь на 1914 год») составлен З. Ильясовым. В одной из газет содержалась информация о месячном календаре Б. Максудова за 1915 год. В фонде библиотеки был обнаружен единственный еженедельный календарь. Настенный календарь на 1908 год был составлен в издательстве С. И. Строганова в Москве и издан в типографии Бр. Каримовых в Казани. И, наконец, последняя разновидность- это «вечные» календари. В нашем распоряжении их несколько. Первый «вечный» календарь был издан в 1895 году М. Агиевым в Москве и назывался «Горраи даими» («Вечный календарь»). В Казани также выходит в свет вечный календарь на 1903 году. «Вечный календарь» Ш. Халиди включает в себя материалы следующего характера: праздники, ярмарки, адреса почтово-телеграфных учреждений и др. Он издавался в 1908 году в Казани типографии Бр. Каримовых. Своеобразный «вечный календарь» из двух частей составил и опубликовал Г. Алпаров в 1911 году в городе Стерлитамаке в типографии «Нур». Этот календарь, как было отмечено выше, не только вечный, но и карманный вечный.

Итак, в исследуемый период были распространены следующие разновидности календарей, по длительности пользования:

  • вечные;
  • на 40 лет;
  • на 25 лет;
  • на 12 лет;
  • ежегодники;
  • на один месяц;
  • на одну неделю.

В основном татарские календари были изданы в Казани, в центре татарского книгопечатания. Известно, что в начале 20 века в г. Казани функционировали 15 типографии. К 1905г. их стало 21 в 1910г. — 26, к началу 1916г. — 24. В большинстве случаев календари издавались в типографиях университета (38), и Бр. Каримовых (25). Далее следуют типографии, опубликовавшие меньшее количество календарных изданий, такие, как «Миллят» (11), «Умид» (8), «Урнэк» (3) и др. Также стоит отметить вклад русских частных типографий в развитие календарного дела у татар. Они издавались в типографиях И. Харитонова (15),В. Еремеева и А. Шашабрина (15), Вячеслава (3), Н. Чижовой (2), М. Чирковой (1).

Второе место по выпуску татарских календарей занимает г. Оренбург. Здесь в типографии Бреслина выпущены первые три издания календаря «Заман». Одной из крупнейших является типография Ф. Каримова, впоследствии «т-во Каримов, Хусаинов и К.», далее просто «Хусаинов и К.». В основном календари издавались в данной типографии (8).

В 1908 году типография «т-ва Каримов, Хусаинов и К» открывает в г. Уфе свое отделение, «Шарык матбагасы» («Восточная печать»), в которой были напечатаны два татарских календаря.

Из известных нам печатных изданий два экземпляра выходят в свет в северной столице России Санкт-Петербурге. В самом начале 20 века в Петербурге выпуском книг арабским шрифтом занималась типография «И. Бораганского и К.», открытая еще в 1894 году. В этой типографии издавался настенный «Торгово-промышленный календарь мусульман России» на татарском и русском языках. Другая восточная типография в Санкт- Петербурге открывается в 1906г., она известна по названию газеты «Ульфат», издававшейся в ней. Типография была открыта публицистом и общественным деятелем Габдрашидом Ибрагимовым. Он является составителем календаря «Кчек сальнама Ульфат1907 елга» («Маленький календарь Ульфат на 1907 год»). Следующий календарь, изданный в этой типографии с аналогичным названием, принадлежит перу некоего Каримова.

Среди выявленных изданий имеется два календаря, увидевших свет в г. Астрахани. Они принадлежат к числу изданий типографии «А. Умеров и К.». Автором карманного календаря на 1910 год является Габдрахман Ниязи. Он издает такой же календарь и на 1911год. Другой печатный календарь под названием «Куен дэфтэре» («Дневник») был составлен А. Камаловым.

Как видите, география распространения календарей довольно широка, она охватывает крупные города России: Москва, Санкт- Петербург, Казань, Уфа, Оренбург, Стерлитамак. Причина широкого распространения календарей — растущий спрос татарского населения на печатное слово в начала века.

Из года в год количество издаваемых календарей меняется. Это объясняется политическим и экономическим состоянием страны в целом. С момента издания первого календаря прослеживается тенденция к увеличению количества, следовательно, общего тиража изданных календарей. К сожалению, пока не имеются сведения о тираже первого календаря. Начиная с 1842 года по 1854, далее с1856 по 1869 годы на данном этапе печатные календари не обнаружены. С 1870 по 1895 годы выходит в свет один из популярнейших календарей своего времени. Его составитель татарский ученый, просветитель К. Насыри. К сожалению, так же нет тиражных сведений. Однако есть заметка тюрколога Н. Ф. Катанова в журнале «Деятель», в которой отмечен тираж календаря за 1897год. Он составлял 1200 экземпляров. Был выявлен календарь на 1855 год с оригинальным названием «Ошбу горранамэдэ Русиядэ булган ярминкалар беленер» («Календарь с указанием Российских ярмарок»). Автор неизвестен. В 1886 году в типографии Казанского университета издается календарь тиражом в 5000 экземпляров. В этом же году в типографии Чирковой вышел в свет еще один календарь, тираж которого составляет 9600 экземпляров. Продолжим обзор количества и тиража печатных календарей. За 1888 год помимо календаря К. Насыри был издан календарь на средства М. Салихова. В последующий год в типографии Вячеслава публикуется календарь в 2400 экземпляров. В 1890-1892 годах выходят в свет календари Ш. Рахматуллина по 1500 и 1000 экземпляров (тираж за 1892 г. не установлен). Первый «вечный календарь» был составлен и издан в 1895 году в Москве. В 1896 году был составлен отрывной календарь на средства Ш. Хусаинова в типографии Казанского университета, тираж календаря 1200 экземпляров. В 1898 году известный татарский писатель и издатель Ф. Халиди выпускает календарь тиражом в 3600 экземпляров. Год спустя автор издает календарь на 25 лет, тираж пока не установлен. С 1900 года выходит в свет календарь Ш.Шагидуллина «Заман». Он издается 17 лет. Начиная с 1903 года, увеличивается число различных календарей. Всего за год выпускается 10 изданий с общим тиражом в 64700 экз. В 1905 году был составлен и напечатан настенный литературный календарь Х. Зябировым. Единственный в своем роде «Календарь мусульман» издан женщиной по имени Марьям Мухитдинова. Календарь публикуется в издательстве «Баянелхак».

Первая русская революция предоставляет свободу действий в национальном издательском деле. С 1907 по 1917гг. наблюдается тенденция к увеличению количественных и тиражных показателей календарных изданий. Это связано с процессами, происходящими в обществе и сознании людей. Идет рост общекультурного уровня и грамотности народа, подъем политической активности населения в целом. По нашим данным, наибольшее количество календарей издается в 1914 г., всего 18 наименований, с общим тиражом в 215800 экз. Для того, чтобы определить место календарных изданий в общем потоке татарских книг, сопоставим средний тираж календарей со средним тиражом книг, опубликованных за 1907-1917гг. Результат следующий: средний тираж календарей 11247,777, аналогичный показатель книг- 5933,706экз. Это указывает на широкую распространенность календарей.

Дальнейшее детальное исследование в данной области предоставит неоценимые факты в изучении различных вопросов, касающиеся истории татарского народа.

 

————— Добавление————

Оглавление научной работы:

автор диссертации — кандидат исторических наук Миннуллина, Лейсан Завдатовна

Введение.3

Глава I. Характеристика рукописных и печатных календарей XVIII -начала XX вв.19

§ 1. Рукописные календари начала XVIII — XIX вв.19

§ 2. Разновидности и тиражи печатных календарей.28

§ 3. Цензура печатных календарных изданий.54

Глава И. Известные составители печатных календарей XIX — начала XX вв.65

§ 1. Календарные издания просветителя К. Насыри.66

§ 2. Настольные календари просветителя и переводчика

Ш.Рахматуллина.80

§ 3. Издатель Ш. К.Шагидуллин и его календарь «Заман».87

Глава III. Печатные календари XIX — начала XX вв. как исторический источник.102

§ 1. Календарь как памятник общественно-политической мысли.103

§ 2. Фольклорно-литературные материалы на страницах календарей.115-

§ 3. Естественнонаучные сведения и полезные советы, используемые в быту как составная часть календарей.126

Введение

Каждый прожитый нами день оставляет для будущего громадное количество источников, по которым потомки будут воссоздавать картину нашего времени. Год от года расширяется объем понятия «исторический источник». Появляются новые источники, вызванные к жизни научно-техническим прогрессом1. Изучение любого вида источников должно начинаться с определения его как особого исторически развивавшегося явления. Суть этого определения состоит в выяснении социальных функций источника, его роли в жизни общества2.

Календарь — одно из древнейших изобретений человечества. Календари возникают всюду, где появляется письменность, — так, цивилизация майя, не знавшая колеса, меди, железа и бронзы, сумела создать необычайно сложный и весьма точный календарь. История календарей — это в значительной мере

история астрономии и смежных с ней наук (от математики до оптики). История календарей это также и история государственности, и история религии, и история социальных отношений1.Согласно современным справочным изданиям, календарь (от лат. calendarium) — печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащее перечень месяцев, чисел, дней недели, праздников, знаменательных дат, часто — астрономические сведения. Различают табель-календарь (таблица с перечнем дней года), перекидной календарь, отрывной календарь, настольный календарь (книга с подробным описанием знаменательных дат), цветной иллюстрированный календарь (в виде книги или альбома, настенный и др.). Включая краткие, доступные по форме статьи по многим отраслям знания, календари являются своеобразной энциклопедией, они имели и имеют большое образовательное значение . Единство происхождения, содержания, назначения и внутренней формы привело нас к рассмотрению татарских печатных календарей как самостоятельного вида источников3. Возникновение календарей в процессе эволюции письменных источников связано с культурным и экономическим развитием общества.

Авторы статьи «Типология справочных изданий» Э. В. Гольцева, А. А. Александрова, подчеркивая значимость таких изданий, утверждают, что они «занимают важное место в жизни общества», исходя из чего, была создана типология справочных изданий. Справочным изданиям присущ ряд специфических черт. Это, прежде всего, аккумулирующая роль: при подготовке справочных изданий выявляется и суммируется значительное число фактических данных, накопленных в литературе и апробированных наукой и практикой. В процессе работы над ними информация подвергается творческому осмыслению, критическому анализу с учетом последних достижений науки. По сфере использования и целевому назначению выделяется специфическая группа бытовых справочников. Это издания узко прикладного характера: календари, адресно-телефонные книги, списки членов организаций, сводные расписания движения поездов и т. п.1 Следовательно, календарные издания можно отнести к одному из подвидов справочных изданий. В дореволюционной России календарные издания действительно выполняли определенные функции справочной литературы, о чём свидетельствует высказывание одного из крупнейших издателей начала XX века И. Д. Сытина (1851-1934): «Я смотрел на календарь, как на универсальную справочную книгу, как на домашнюю энциклопедию на все случаи жизни»2.

В процессе исследования календарных изданий возникла необходимость обратить внимание на понятие категории времени. «В пестрой мозаике человеческих культур отношение к времени внутри каждой культуры было и остается далеко не однозначным. Оно не только свидетельствует об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Критерий времени становится индикатором глубинных процессов, которые проявляются в кристаллизации культуры определённого типа. Естественно, что отношение к времени внутри отдельной культуры, сказывается, прежде всего, на его календаре. Календарь является хранителем памяти о том, что лежало в первооснове каждой из этих культур» . В одной из своих работ историк JI. Н. Гумилев приводит таблицу, в которой рассматривается отношение ко времени людей на разных стадиях развития человечества. В результате исследований, ученый определил 7 стадий отношения общественного сознания к категории времени1. На примере марийцев, чувашей, удмуртов, коми JL Н. Гумилев делает следующее умозаключение: «. Отсчет времени для них был непонятен, народы этой системы восприятия игнорировали время как таковое. Для их сознания были только конкретные события, а время, что ни говори, -абстракция». Далее историк продолжает: «. У народов подвергшихся влиянию мусульманской или русской культуры, в частности у татар и мордвы, такое отношение к времени не наблюдалось»2. Из вышесказанного следует, что последние, т. е. татары и мордва, стояли на качественно иной ступени развития. Становлению летосчислительной системы у татар предшествовала многовековая история, в процессе которой увеличивался жизненный опыт, происходило накопление народных знаний, процесс интеграции способствовал взаимообмену культур с соседними народами.

Первичные представления о календарных знаниях восходят еще к древнетюркскому периоду истории предков татарского народа3. Распространение тюркского календаря приходился на середину I тысячелетия н. э. и представляет собой известный двенадцатилетний цикл счёта времени, в котором годы получили названия животных (мышь, корова, тигр, заяц, змея, дракон, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья)4. В сохранившихся памятниках древнетюркской письменности — енисейских поминальных и прочих надгробных надписях относящихся к эпохе Древнетюркского каганата — встречаются названия животных, что свидетельствует об активном применении последними циклического календаря5. Эта система имела в своей основе 60-летний цикл, который в свою очередь состоял из пяти 12-летних подциклов. Использование древнетюркской хронологической системы нашло отражение в устных народных преданиях и сохранившихся до наших дней легендах1. Элементы древнего летосчисления сохранились в татарских календарях вплоть до начала XX в., где применялись наравне с другими системами времяисчисления. В настоящее время увлечение населения восточной хронологией вернуло эту систему летосчисления, но в совершенно ином ракурсе. Согласно точке зрения JI. Н. Гумилева, тюрки пользовались календарем, где характер отсчета времени определяется как фенологический. Применение фенологического календаря свидетельствует о кочевом образе жизни, при котором тюркские племена непосредственно зависели от природных условий. Как уже было сказано, это начальный период становления календарных знаний у татар. В IX в. вместе с распространением исламской религии и арабской письменности в Поволжье проникла система арабского лунного летосчисления — т. н. «хиджра» . Согласно словарю, «хиджра» (от арабского «хиджрэт») имеет несколько следующих смыслов: 1. переселение; эмиграция; 2. переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (16. VII. 622 года по христианскому летосчислению); 3. начало мусульманского летосчисления по мусульманскому лунному календарю . В. М. Беркутов отмечает, что «в Волжской Булгарии первоначально бытовал лунно-солнечный календарь»4. В сохранившихся рукописных календарях этот год указывается как «камэрия» или «ыщри елы» — что означает лунный год. Также применялись термины «гарэп елы» или «ай елы», соответственно «арабский год» и «лунный год». По сей день татары, как и весь мусульманский мир, для соблюдения религиозных обрядов применяют хиджру. Для успешного ведения сельскохозяйственных работ татары применяли не лунную хиджру, а солнечную, которая берет свое начало также с 622 года, но с 21 марта, дня равноденствия. Названия месяцев по мусульманскому солнечному календарю следующие: мухаррям, сафар, рабиугуль-авваль, рабигуль-ахирэ, джумадель-авваль, джумадель-ахирэ, раджаб, шабан, рамазан, шавваль, зуль-каада, зуль-хиджа. Солнечное летосчисление в татарских календарях отразилось как «шэмсия елы», т. е. «солнечный год». В быту татар применялся и лунно-солнечный календарь с 13-м «вставным» месяцем. Здесь мы наблюдаем не автоматическое вытеснение одного календаря другим, а сосуществование нескольких видов календарей параллельно.

Правление Петра I в Российской империи положило начало новому летосчислению — по юлианскому календарю, от Рождества Христова; начало года стали отмечать с первого января. Таким образом, гражданская жизнь всех народов России потекла по новой системе летосчисления. Система христианского летосчисления, которая часто стала использоваться среди татар, именовалась по-разному: «румия елы», «мэсихи ел», «христиан елы», «урыс елы». В сохранившихся образцах календарей параллельно применялось несколько систем летосчисления, что позволяло безошибочно праздновать религиозные праздники, вести сельскохозяйственные работы и принимать участие в общественной жизни страны. Долгое время татары продолжали пользоваться и древнетюркским, и хиджрой, и новым юлианским календарем1. С 1 февраля 1918 года Россия, в целях приобщения к международному счету времени, перешла на’ ведение летосчисления по григорианскому календарю2.

Историографический обзор литературы по данной проблематике показал несистематичность, случайность и эмпирический характер изучения татарских календарей. Одни исследователи подвергли изучению системы отсчета времени, применявшиеся на том или ином отрезке развития татарского народа, в трудах других календарь рассматривался как разновидность печатной продукции своего времени.

История книги и книжного дела — является комплексом самостоятельных историко-книговедческих дисциплин. Книгоиздательское дело, полиграфия, книжная торговля, библиотечное дело и библиография -эти дисциплины связаны между собой общностью объекта исследования -книги. Одной из важнейших проблем истории книги является, на наш взгляд, уточнение ассортимента книг, созданных в ту или иную историческую эпоху, что дает возможность более целостного восприятия исторической действительности.

Основные вехи становления и развития татарского книгоиздательского дела исследованы в нескольких фундаментальных работах книговеда А. Г. Каримуллина1. В последние десятилетия объектом специального изучения стали также отдельные отрасли татарского книгоиздания. Например, вышли в свет исследования, посвященные детальному анализу татарских детских книг2, букварей3, деятельности типографии Казанского университета4, учебников по естественным5 и гуманитарным наукам6, изучены книги, п изданные татарскими деятелями на арабском языке , а также издания произведний художественной литературы1. Вопросы, касающиеся татарской рукописной книги, были освещены в работах М. И. Ахметзянова .

Предметом данного исследования является комплексное изучение татарских печатных календарей XIX — начала XX в. как памятников культуры. До настоящего времени календарные издания привлекали внимание исследователей исключительно как дополнительный материал, для конкретизации отдельных фактов.

Хронологические рамки исследования — с XIX до начала XX в. — это период экономического и культурного возрождения татарской нации, расцвета просветительской мысли, следствием чего стало зарождение и

-7 становление татарской периодической печати . Массовое издание календарей явилось одним из показателей развития книгоиздательского дела. Географические рамки исследования охватывают основные области компактного проживания татар в Российской империи в XIX — начале XX вв: Казань, Оренбург, Уфа, Санкт-Петербург, Москва, Астрахань, Стерлитамак и другие города.

В центре внимания настоящей работы, безусловно, печатные календарные издания. Вместе с тем, для рассмотрения условий и базы возникновения печатных календарей, в первом параграфе диссертационной работы были рассмотрены 26 единиц рукописей календарного характера, хранящиеся в Отделах рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета и Национальной библиотеки Республики Татарстан. Рукописные календари сохранились также в фонде библиотеки Института языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. В одном из основных центров востоковедения — это Институт востоковедения в Санкт-Петербурге, хранятся шесть рукописных календарей, которые нашли отражение в «Каталоге тюркских рукописей Института востоковедения Российской академии наук» JL В. Дмитриевой. Календари, как правило, содержались внутри рукописных сочинений в целом представляя собой аналог современного ежемесячной записной книги. В процессе развития издательского дела происходит постепенное вытеснение рукописных источников их печатными аналогами. В ходе исследования выявлено 202 печатных календарей и составлен список с включением выходных данных (автор-составитель, название, место издания, издательство или типография, год издания). В виду того, что часть печатных календарей, к сожалению, не сохранилась данные о существовании тех или иных изданий мы почерпнули из журнала «Деятель», цензурных заметок В. Д. Смирнова, далее со второй половины 1907 по 1917 г. регулярно выходила ежегодная «Книжная летопись» на ее страницах запечатлены все издания публиковавшиеся в те годы (1907 год, №№ 1-24 (вторая половина 1907 года). СПб, МВД, 19071908; 1908, №№ 1-50; 1909, №№ 1-50; 1910, №№ 1-50; 1911, №№ 1-50; 1912, №№ 1-50; 1913, №№ 1-50; 1914, №№ 1-50; 1915, №№ 1-50; 1916, №№ 1-50; 1917, №№ 1-50).

Для более полного освещения темы и выявления необходимой информации и проверки ее достоверности потребовалось привлечение ряда дополнительных источников. Они подразделяются на следующие группы:

1) неопубликованные (архивные документы);

2) опубликованные (периодическая печать, художественная литература, справочные издания, статистические источники).

Сведения о существовании некоторых календарей и их цензуре были почерпнуты из фондов Национального архива Республики Татарстан: фонд 1 (Канцелярия Казанского губернатора), фонд 2 (Казанского Губернского правления), фонд 420 (Казанский временный комитет по делам печати), фонд 970 (Личный фонд К. Насыри). Использовались также материалы фондов Российского государственного исторического архива: фонд 772 (Главное управление цензуры), фонд 776 (Главное управление по делам печати), фонд 777 (Петроградский комитет по делам печати (Петербургский цензурный комитет), фонд 796 (Канцелярия Синода), фонд 821 (Департамент духовных дел иностранных исповеданий). Приоритетными среди опубликованных источников являются периодические издания, при исследовании календарей привлекались гланым образом следующие дореволюционные газеты и журналы: «Переводчик» («Тэрж;еман»), «Дружба» («Элфэт»), «Время» («Вакыт»), «Звезда» («Йолдыз»), «Известия» («Эхбар»), «Солнце» («Кояш»), «Жизнь» («Тормыш»); «Религия и нравственность» («Эд-дин вэл-эдэб»), «Религия и жизнь» («Дин вэ мэгыйшэт»), «Блеск молнии» («Ялт-Йолт»), «Сознание» («Ац»).

Для раскрытия поставленной темы определенный привлечен круг литературы: 1) о татарских календарях и календарях других народов; 2) справочного характера; 3) работы по философии, касающаяся категории времени; 4) исследования по истории общественно-политической жизни татар конца XIX — начала XX вв. Были изучены также работы по теории источниковедения1. При исследовании проблемы были учтены общие подходы к изучению источников, принципы их научной критики и т. д. Прежде чем приступить к анализу трудов, касающихся татарских календарей, необходимо рассмотреть аналогичные труды учёных, исследовавших календари других народов. В результате выявлены работы по истории русских, эстонских и марийских календарей. Согласно исследованиям, касающимся эстонской календарной литературы, «периодически появлявшиеся календари выполняли функцию тогда еще отсутствовавших периодических изданий и некоторым образом восполняли недостаток в книгах светского содержания»1. В статье филолога Ф. Агзамова также имеются сведения об исследовании Ю. М. Пээгеля, в котором эстонские календари рассматриваются в качестве предвестников национальной журналистики2. Как видим, здесь можно провести аналогию между календарными изданиями на татарском и эстонском языке. Филолог J1. П. Москвина в своей диссертационной работе развивает мысль о зарождении марийской журналистики в недрах национальных календарных изданий; первая газета на марийском языке «Война увер» («Военные вести»), выходившая с 1915 по 1917 гг. в Вятке, продолжила традицию «Марла календаря»3.

Обзор литературы, затрагивающей вопросы, связанные с печатными календарями, впервые с достаточной полнотой сделан в библиографических заметках тюрколога Н. Ф. Катанова, опубликованных в журнале «Деятель» под рубрикой «Восточная библиография»4. Автор заметок не ограничивается изложением содержания календарей, он указывает тираж изданий, в некоторых случаях и их источники, дает краткие резюме о материалах, что весьма важно при источниковедческом анализе. Эти библиографические сведения иногда заменяют отсутствующие экземпляры самих источников. Г. Рахим, изучая наследие К. Насыри (1825-1902), особо выделяет его календари и останавливается на отдельных материалах5. В статье «К истории татарской периодической печати в России. Проект журнала «Файда» («Польза»)» историк Е. И. Чернышев развивает мысль о татарских календарях как предвестниках периодической печати6. В начале XX в. на страницах татарской периодической печати появляются статьи о календарных изданиях и системах летосчисления в целом. Ввиду большой популярности среди населения периодические издания пестрят рекламными объявлениями о готовящихся к выходу в свет календарях1.

На страницах газет и журналов того времени широко обсуждался вопрос о достоверности татарских календарей. Часто газеты и журналы становились ареной острой полемики среди интеллигенции и духовенства относительно правильности того или иного календаря . Обилие календарных изданий и посвященных им статей в периодической печати позволяло говорить об особом роде литературного явления, которое было обозначено ученым-тюркологом Дж. Валиди как «переводно-календарная литература»3. Вскоре на страницах периодической печати распространяется слово «календарчылар», в переводе с татарского — «составители календарей», так окрестили некоторых деятелей, активно занимавшихся составлением и изданием календарей4.

Начало научного исследования татарских календарей было положено лишь в 50-е гг. XX в. В 1958 г. ученый-археограф и писатель М. Нугман описал рукописные календари ученого-просветителя К. Насыри за 1875, 1880, 1885, 1889, 1894, 1897 гг., которые в настоящее время хранятся в фонде Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета5. Журналист и библиограф И. Рамиев в одной из своих работ опубликовал факты, касающиеся печатных календарей и их издателей6. Большой вклад в изучение печатных календарей внес книговед А. Г. Каримуллин. Одной из первых его заметок на эту тему было опровержение ранее установленного факта о первом печатном календаре на 1841 г., который был издан на средства просветителя, переводчика Казанской городской татарской ратуши Р. Амирханова (1807-1874)1. В статье представлен краткий обзор татарских календарей изданных до октября 1917 г., однако, он не полностью отражает состояние дел в данной области. А. Г. Каримуллин исследовал календари ученого-просветителя К. Насыри2, отдельные сведения о календарях также

-У нашли освещение в его монографических исследованиях .

Среди работ по истории татарского народа отдельную группу составляют труды, посвященные народным представлением и верованиям4. Определенный вклад в изучение татарских народных календарей внес В. М. Беркутов, исследовавший вопросы бытования и развития народного календаря и метрологии волжских булгар и татар с древнейших времен5. Археограф А. Фатхиев детально описал рукописные календари писателя Ф. Халиди6. Научные заметки о календарях К. Насыри были опубликованы Д. Хайруллиной7. В монографии X. X. Хасанова рассматривается деятельность К. Насыри по подготовке и изданию календарей с точки зрения их значимости в повышении культуры и уровня научных знаний татарского народа8. Историк Р. А. Шайхиев исследовал народно-краеведческие сочинения, среди которых были зафиксированы и календарные таблицы.

Подборку отдельных образцов татарского фольклора из календарей опубликовал историк Р. У. Амирханов1. Литературный аспект календарей писателя Ф. Халиди был исследован филологом 3. Г. Мухамметшиным2. В работе X. Ш. Махмутова также превалирует филологическое начало, с его точки зрения календари являются прекрасным источником в исследовании фольклорного наследия народа . Несомненный интерес в плане настоящей работы представляет исследование татарских рукописных календарей филолога М. И. Ахметзянова, который опубликовал ряд статей в периодической печати4. Вопросы летосчисления затрагиваются в работах Г. М. Давлетшина по истории духовного наследия тюрко-татар5.

Несмотря на давно известные факты, в некоторых современных энциклопедических изданиях продолжают излагаться ошибочные сведения, полагая, что первый татарский печатный календарь издан в 1851 г.6 Это подтверждает необходимость проведения дальнейших исследований в данной области с целью недопустить в последующем неточностей в истории татарского книговедения.

Одной из последних работ, посвященных мусульманской хронологии, является книга И. Л. Замалетдинова. При исследовании наследия X. Максуди исследователь Р. М. Нуруллина делает вывод о том, что он являлся о составителем первого татарского настенного календаря . Как уже было отмечено, календари положили начало национальной журналистике именно этой точки зрения придерживается P. J1. Зайни. Целью её работы является раскрытие влияния процесса становления и развития татарских календарей на формирование татарской журналистики, на распространение научных знаний и на популяризацию фольклорных произведений1.

В процессе исследования данной проблемы нами были обнаружены специальные работы по системам хронологии. Автором одного из таких сочинений — «Почему по шариату следят за луной?» («Шэригать ни очен реэятьне игътибар итмеш?») является ученый, теолог и общественный деятель Муса Бигиев (1875-1949)3, подробно рассматривающий основные принципы мусульманского времяисчисления. Работа некоего Мухаммед ибне мелла Муххаммед ибне Багдани [возможно, переводное произведение. — JI. М] «Начало месяцев в хиджре» («Сэнэи ьимфиядэ ай башлары») посвящена методике исчисления начала месяцев по мусульманскому календарю и методам согласования нескольких хронологических систем4.

Все вышеуказанные исследования не прослеживают историю возникновения и развития календарного дела в целом, они в основном носят эмпирический характер и содержат информацию без её детального анализа.

Можно выделить три направления в изучении календарей. Во-первых, рассматриваются хронологические системы, бытовавшие у татар в различные исторические периоды; во-вторых, календарные издания рассматриваются в контексте национального книгоиздания, как один из видов издательской продукции; в-третьих, календари стали объектом исследования филологов, имеющих целью сбор произведений народного творчества.

Определяющим методом исследования является системный подход, в рамках которого реализуют свой потенциал конкретно-исторический, сравнительно-типологический и лингвистический методы.

Цель настоящей работы — комплексное изучение татарских печатных календарей и определение их роли в общественно-политической жизни татарского народа XIX — начала XX вв.Для достижения намеченной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Осветить процесс становления календарей — от рукописных образцов начала XVIII в. до печатных изданий начала XX в.

2. Раскрыть роль и проанализировать деятельность отдельных представителей татарской интеллигенции (К.Насыри, Ш.Рахматуллин, Ш.Шагидуллин) в создании календарных изданий.

3. Определить источниковедческий потенциал календарей и их значение для изучения различных сторон жизни татарского общества указанного периода.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно исследуются печатные календари как вид исторических источников, вводится в научный оборот новый фактический материал, представляющий как практическую, так и научную ценность.

Основные положения и результаты исследования освещены в публикациях и выступлениях на научно-теоретических и практических конференциях.

Структура настоящей работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения (список источников, послуживших объектом исследования).

Заключение

 

История становления татарского книгоиздания имеет вековую, во многом неоднозначную и драматическую судьбу.

Нами осуществлен комплексный анализ татарских печатных календарей как исторического источника, издававшихся в период с 1841 по 1917 г. включительно. Всего в процессе детального, поэкземплярного анализа выявлено около 20 рукописных и 200 образцов печатных календарей.

Календарная терминология татар позволяет сделать вывод о достаточно широком распространении данного вида источников. В дореволюционный период календарные издания назывались следующим образом: «горрэлек», «горрэнамэ», «салнамэ», «тэкъвим», «тэкъвимнамэ». Все перечисленные выше арабо-персидские заимствования в переводе означали «календарь». Латинский термин «calendarium» ввел в обиход татарского населения в 1871 г. ученый К. Насыри. После этого составители календарей стали широко использовать данное заимствование при составлении своих астрономических трудов, что является одним из этапов в процессе совершенствования календарных изданий.

Развитие социально-экономических, политических и духовных запросов татарского народа обусловили появление в начале XX в. периодической печати и справочной литературы, однако эта ситуация назревала не одно десятилетие и тормозилась регулярными отказами властей. Необходимость обмена информацией возникла на основе развития товарно-денежных отношений, функции которого первоначально выполняли периодические и календарные издания.

Безусловно, газеты и журналы, книги и календари, как носители справочной информации, способствовали росту образовательного уровня татарского населения.

Печатные календари возникли на многовековой и достаточно обширной базе рукописных сочинений (всего выявлено 26 рукописей с календарными сведениями), появившихся на территории современной Республики Татарстан еще в начале XVIII в. и активно использовавшихся вплоть до начала XX столетия. В рукописном варианте календари, помимо основной астрономической, выполняли функцию записной тетради, где делались различные записи. Помимо этого, на страницах фиксировались изменения погоды, что позволяло земледельцам регулировать ведение сельскохозяйственных работ. Также в рукописных образцах встречаются, хотя и единичные, факты, касающиеся общественной жизни народа, что заметно повышает источниковую ценность календаря и свидетельствует об уровне сознания населения того периода.

Рубеж XIX и XX столетий характеризуется как время массового выпуска календарной продукции. В исследуемый период происходит ориентирование на конкретный слой общества, т. е. издания приобретают свою читательскую аудиторию. Выявленные образцы календарей, (202 наименования с общим тиражом 1 133 104 экз.), свидетельствуют о том, что они становятся одним из распространенных изданий того периода (по показателям 1913 г., календарные издания занимают третье место после учебной и художественной литературы). Это является одним из доказательств того, что календари в тот период приближаются к таким печатным изданиям, как газеты и журналы, по виду и тиражу.

Безусловно, как и вся татарская издательско-полиграфическая продукция, календари также подвергались цензурной чистке. В архивных хранилищах Республики Татарстан и Российского государственного исторического архива сохранились дела, заведенные на составителей или издателей календарных изданий по тем или иным фактам нарушения с точки зрения властей.

Во второй главе данной работы рассматривались жизнь и деятельность некоторых представителей татарской интеллигенции, заложивших основы печатной календарной культуры и способствовавших её развитию и распространению среди татар и других тюркских народов Российской империи. Наряду с общественной, писательской, издательской, редакторской деятельностью просветитель К. Насыри, писатель, переводчик и составитель самоучителей Ш. Рахматуллин, издатель и редактор журнала «Русия саудасы» Ш. Шагидуллин на протяжении более десятки лет составляли и издавали календари.

Реальная действительность влияла как на содержание, так и на форму и место календаря в обществе. Особенно следует отметить в этом деле деятельность Ш. Шагидуллина, который создал ранее не известный татарскому читателю вид издания — календарь журнального характера, существенно обогатив тем самым существенно дополнил татарский книжный репертуар, он способствовал эволюции календарных изданий. Помимо названных составителей, проанализирована также календарная деятельность Ф. Халиди и Ш. Хамиди, М. Кадермати и его издания «Машварат», К. Башири — календарь «Шарык», а также издания книгоиздательств «Маариф», «Сабах», «Миллят», «Умид» и др. Календарные издания, безусловно, сыграли положительную роль в общественно-политическом, социально-экономическом и культурном развитии татарского народа.

Комплексное изучение источников как вида увеличивает их информационную отдачу, поскольку детальный анализ показал все информационные грани календарей. Информация, содержащаяся в календарях, была исследована на предмет наличия общественно-политического, литературного и этнографического вида материалов, вследствие чего были выявлены издания, по своему содержанию ярко выраженные именно в этих областях знаний.

Сделаны следующие выводы: 1) календари, главным образом, распространяли общественно-политические знания в массах; 2) авторы-составители использовали их как орудие, влияющее на общественное сознание и самосознание; 3) календари приобретают функцию периодических изданий (особенно журнала), а также существенно восполняют пробел в литературе популярного и справочного характера.

Календари как существенная часть культуры общества, его информационного пространства представляют собой ценный и в то же время малоизученный источник, дающий обширный материал по общественно-социальной и культурной жизни населения.

Список использованных сокращений

НА РТ Национальный архив Республики Татарстан

ОРРК НБ КГУ Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета

ОРРК НБ РТ Отдел рукописей и редких книг Национальной библиотеки Республики Татарстан

Российский государственный исторический архив

читать диссертацию http://cheloveknauka.com/v/4960/d#?page=5

Постоянная ссылка на это сообщение: http://filotaimist.ru/tatarskie-pechatnye-kalendari-konca-xix-nachala-xx-veka-xranyashhiesya-v-nacionalnoj-biblioteke-i-nauchnoj-biblioteke-im-n-i-lobachevskogo/

Яндекс.Метрика