«

»

Распечатать Запись

Миникалендарные диковинки

Д. Одинцов,
директор народного музея календарей

Последняя треть XIX века была временем бурного развития российской промышленности и торговли, полиграфии и рекламы. Открывались новые фабрики и торговые дома, закладывались новые отрасли… Отечественный рекламный календарик возник именно в это время, когда появилась потребность в новых рекламных средствах.

Карманные табели-календари (однолисты) привычной для нас формы, именуемые теперь запросто календарики, издавались в России с 1880 года. Историки рекламы отдают первенство в этом начинании московской типолитографии “И. Н. Кушнерев и Ко” (ныне типография “Красный пролетарий”). В самом конце 1885 года подписчики “Живописного обиходного календаря” были обрадованы рождественскому сувениру от издателей журнала – календарику. На лицевой стороне календарика – обычное, как на почтовой карточке, изображение белой розы и мелких цветов, связанных алой лентой в букет. Табличная сторона – в псевдорусском архитектурном убранстве, рекламный текст гласит: “Бесплатное приложение к “Живописному обиходному календарю” на 1886 год”.

Это был перегруженный тяжеловесными орнаментами в духе “купеческого барокко” оформительский стиль с символическими фигурами, позолотой. Он сочетал помпезную условность с натуралистическими изображениями – портретами и пейзажами-вставками. Таков и другой кушнеревский календарик, выпущенный по заказу товарищества “А. И. Абрикосов и Ко” в 1887 году.

Самая старая парфюмерная фабрика, основанная в Москве французом Альфонсом Ралле (ныне объединение “Свобода”), рекламируя свои цветочные одеколоны, в 1887 году выпустила “фирменный” календарик форматом 12×7 см. Неизвестный художник поместил на календарике букет из незабудок и роз. Интересно, что текст на лицевой стороне дан на французском языке, а на табличной – на русском.

Типологически ближе к открыткам примыкают календарики петербургской кондитерской фабрики М. Конради, периода 1900-1908 годов, которыми фирма напоминала о себе, рассылая их клиентам к Рождеству. Эти календарные миниатюры имеют элементы традиционного оформления открытки-блестки. Рельефная тисненая печать, фигурные отверстия делали изображение объемным, воздушным, живым. Жаль, что эти полиграфические приемы забыты.

В многочисленном ряду рекламных календариков-однолистов дооктябрьского периода хочется еще отметить работу рекламистов петербургского табачного товарищества “А. Н. Богданов и Ко”. Это необычные образцы календариков на 1913 год, напечатанные по заказу товарищества парижским издательством “J.Lapina” (Ж. Лапина) на пластинке из жести. Художественно оформленные в стиле модерн, они служили вкладышами в рекламируемый товар – папиросы.

stat_49_html_m23f0fbf7

В 1900-1910 годах в рекламных целях нашел широкое применение типоразмер календарика, который был известен довольно давно – мини-книжечка. Только московские кондитерские фабрики “Эйнем”, “Альберт”, “Реномэ” в этот отрезок времени выпустили их несколько десятков. Очевидцы вспоминали, что такие мини-книжечки были оригинальными вкладышами в бонбоньерки, в подарочные наборы рождественских сладостей. С какой выдумкой и изобретательностью они были исполнены! На ладони умещается пять “календариков из бонбоньерки”. И какой должна была быть полиграфия, чтобы на 8-12 листочках форматом 3×5 см разместить такое количество рекламного текста! Прейскуранты предлагаемых покупателям товаров наверняка вызовут воспоминания у пожилых людей. Чего здесь только не предлагалось: пат фруктовый, тянучки и пастила, клюква в сахаре, “каприз де дам”, вишня в шоколаде…
Наиболее крупное парфюмерное производство в России было основано в Москве в 1864 году. Основатель фабрики – француз Генрих Брокар был ценителем высокого искусства, коллекционером и меценатом. Его собрание предметов искусства и антиквариата было четвертым в стране (после Эрмитажа, Третьяковки и Румян-цевского музея). Свои эстетические идеалы и вкусы Брокар стремился выразить и в прикладных рекламных изданиях, в изобилии выпускавшихся по заказам товарищества “Брокар и Ко”. В период од 1900-1914 годов была осуществлена целая программа изданий реклам-календарей, и хозяева фирмы лично руководили этой программой.

stat_49_html_54a00cc5
Быт, нравы, заботы, интересы людей, словно в маленьком волшебном зеркальце, отражаются в старинном карманном календаре. Таков календарик товарищества “Брокар и Ко” на 1914 год – год пятидесятилетия основания фабрики. Это была мини-книжечка форматом 9,5×7 см. Но книжечка необычная – она открывалась календарной таблицей, затем шли адреса магазинов и складов фирмы, рассказывалось подробно и о продукции фабрики, а тексты чередовались с листами промокательной бумаги, пропитанной образцами духов, одеколонов… Листочки эти были перфорированы, разрывались на мелкие купончики, и московские модницы могли отослать своим подругам в провинцию полоски бумаги с образцами московской парфюмерии.stat_49_html_m22c4fa4a

Российские художники, рекламисты, издатели, действуя в русле европейских традиций, изготовили и распространили “курьезные” календари-сувениры – подлинные произведения полиграфического искусства. Это нестандартные календарные миниатюры, этакие “любопытные пустячки”.

Та же брокаровская система нашла применение, например, в календаре-буклете из шести четырехлистников клевера, свитых в одну гирлянду и украшенных листками календаря на 1900 год. На этом же снимке – не менее забавный блокнот-календарик круглой формы в виде цветка ромашки. Внутри него – календарь на 1909 год. Заказчик рекламы – кондитерское товарищество Жоржа Бормана (Петербург).

stat_49_html_707a0acf

Ровно сто лет назад блеснула оригинальностью парфюмерная фабрика Фердинанда Мюльгенса, известная своими товарами под маркой “4711”, преподнеся своим клиентам календарь-веер из семи лепестков. Таким веером приятно было обмахиваться, но еще приятнее читать рекламные надписи, котрыми была заполнена вся площадь веера – мыло, одеколон, цветочные экстракты предлагались покупателям. Романтические букеты цветов и экзотические птицы украшали веер, напоминая о благоухании духов. Для календарной таблицы помесячно отведено место на каждом лепестке веера.

Может быть, тот, кто отвечает за издание календариков сегодня, возьмет на вооружение опыт старых рекламистов, о котором мы рассказали в этой статье?

Источник:
Журнал “Реклама” №6, 91

Постоянная ссылка на это сообщение: http://filotaimist.ru/minikalendarnye-dikovinki/

Яндекс.Метрика