«

»

Распечатать Запись

Коллекционирование – пополнение негосударственной части музейного фонда

Деятельность по включению предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации является одним из важнейших компонентов пополнения национального достояния нашего государства.При этом, действующее законодательство не делает различий в чьих руках находится историко культурное наследие – в частных или государственных.

В 2000 году, например, в государственную часть музейного фонда включено 62477 предметов, а в негосударственную – 7861, т.е. – порядка 11 % от общего числа музейных предметов.

В рамках этой работы, было завершено включение в Музейный фонд собраний Музея Ломоносовского фарфорового завода, государственного музея Арктики и Антарктики и, в то же время, частных коллекций Е. Ройзмана, В.Пелепенко и других.

И это нормальный исторический процесс. Вспомним, что дух веков донесли до нас именно частные коллекционеры – собиратели разностей и старины ещё из эпохи Возрождения. Памятны нам собрания Семьи Медичи, Людовика XIV, французских кардиналов Ришелье и Мазарини, папы Юлия II, императора Карла V, царей Петра I, Александра III и других.

С дифференциацией наук в 19 веке стали создаваться специализированные коллекции однородных предметов объединенных общей познавательной целью. Большое влияние на коллекционирование естественноисторических объектов оказала разработка основ научной систематизации.

В России интерес коллекционеров направлялся в значительной мере на собирание отечественных древностей и предметов искусства, археологических и этнографических памятников, объектов природы из различных областей страны. Многие из частных коллекций 19 и начала 20 веков были положены в основу музеев (коллекции братьев Третьяковых, Щукиных — изобразительное искусство, Тенишевой – этнография, Морозова – керамика, Бахрушина – театр) или вошли в их состав (коллекции Уварова — археология, Дашкова, Остроухова – изобразительное искусство, Дементьева — орнитология, и др.). Некоторые книжные собрания (напр. Румянцева, Черткова) явились базой крупнейших библиотек. На рубеже 19-20 веков вначале в США, а затем и в Европе коллекционирование стало выгодным способом вложения капиталов, не облагаемых налогами, что вызвало спекуляцию объектами собирательства. В процессе развития коллекционирования укреплялись его связи как с естественными науками, так и вспомогательными историческими дисциплинами. Оформились самостоятельные, направления коллекционирования: научное, учебное, любительское. В формировании научного коллекционирования ведущая роль принадлежала музеям.

В любительском коллекционировании получает распространение систематический подбор предметов, осуществляемый на базе научной систематизации отдельных отраслей знаний. С появлением массовых видов коллекционирования – филателии, бонистики, нумизматики, филокартии, фалеристики, филофонии и т.п. видное место среди любительских коллекций стали занимать тематические собрания, предполагающие подбор различных материалов по определённым темам. Методика составления тематических коллекций впервые была разработана и получила распространение в двадцатые годы прошлого века. Развитию массовых видов любительского коллекционирования способствует выпуск широко доступных объектов коллекционирования: марок, открыток, значков, этикеток, грампластинок и прочего, организация специализированных магазинов, издание книг и журналов по вопросам коллекционирования.

Во многих странах существуют различные общества коллекционеров, в России – Всероссийское общество филателистов, с различными секциями, коллекционеров-книголюбов, филофонистов и ряд других.

Проблемы современного коллекционирования, связь коллекционеров с государственными и частными музеями нельзя понять без знания истории вопроса. Появление музеев в Саратовской губернии относится к концу 19 века и неразрывно связано с осознанием собирателями значимости своих коллекций, как для истории, так и для культуры страны и необходимости передачи того, чем они владеют в пользование народа.

История развития культуры Саратовской земли неразрывно связана и всегда впрямую зависела от коллекционеров. Достаточно вспомнить о том, что основу первого провинциального музея в России в 1885 году составила частная коллекция внука Радищева – Алексея Петровича Боголюбова из 1300 произведений: 207 картин, 306 акварелей и рисунков. Остальное – гравюры, альбомы, разнообразные предметы прикладного искусства.

Ещё 2,5 тысячи экспонатов добавили к дню открытия музея другие коллекционеры собиратели как Саратова, так и из других городов России начиная от императора Александра III и кончая простым крестьянином.

Только за первые три года более ста пятидесяти человек сочли необходимым внести свою лепту в организацию и упрочение невиданного учреждения. Поток пожертвований не иссяк и позднее. В беспорядочном потоке подношений были вещи уникальные – рукописи Пушкина (“Послание к цензору”, две главы “Евгения Онегина”), мантия, портфель, стол, охотничье снаряжение, документы и рукописи Тургенева, переданные Полиной Виардо и А.П. Боголюбовым, кресло Гоголя и его же автограф, поступившие от Гиляровского, множество автографов русских писателей, присланные Пыпиным, личные вещи Чаадаева, Белинского, Лермонтова, Радищева, палитра Брюллова и многое другое.

Из коллекции Эрмитажа император Александр III передал фарфор, живопись, книги. Виднейшие деятели русской культуры – Стасов, Менделеев, Шахматов, Якушкин, Сомов, Ровинский – дарили музею свои книги. Живописная часть коллекции Радищевского музея в разное время пополнялась дарами Третьякова и московского коллекционера Шмаровина, свои произведения поднесли в дар музею художники Бронников, Харламов, Савицкий, Антокольский, Нестеров и, конечно, живописцы, связанные с Саратовом –Журавлев, Коновалов, Россов, Иванов.

А.П. Боголюбов, создавая музей, стремился не только к приобщению народных масс к искусству, но и основал при музее рисовальное училище, названное боголюбовским. За эти деяния он был удостоен звания Почетного гражданина г. Саратова.

Фонды Саратовской областной универсальной научной библиотеке, также, в своё время, были сформированы за счёт частных пожертвований – от сыновей Вакурова, Чернышевского, прибывали книги из собраний академика Шахматова, гениального химика Менделеева. Например, за 1884 1894 гг. поступило 10 тысяч томов литературы.

Широко известна и коллекция графа Нессельроди. Анатолий Дмитриевич жил насыщенной общественно благотворительной деятельностью: в числе прочего, он был председателем Саратовского общества изящных искусств, вице председателем Учёной архивной комиссии, попечителем училищ и школ, а также обладателем трёх уникальных коллекций: библиотекой в 40 тысяч томов, коллекцией старинного оружия, собрания живописи и графики великих мастеров. Коллекции эти считались лучшими частными собраниями в России.

В конце 19 века огромное значение в изучении и сохранении истории родного края принадлежит Саратовской учёной архивной комиссии (СУАК), основанной в 1886 г. В неё входили представители всех слоев населения. Первым председателем был вице губернатор Саратовской губернии А.А. Тилло, который в 1911 году передаёт Комиссии одноэтажный особняк с обстановкой и художественно исторической коллекцией. Дар оценивался в 100000 рублей, отдельный капитал 20000 рублей выделялся на содержание дома.

В особняке разместились архив, музей и библиотека. Одним из практических результатов деятельности комиссии стал археолого исторический музей, в котором были отделы палеонтологии, этнографии. Эти собрания легли в основу коллекции Саратовского областного музея краеведения. Архивная комиссия была общественной организацией и работала без материальной помощи со стороны государства.

После гибели П.А. Столыпина, бывшего в 1903-1906 гг. саратовским губернатором, СУАК создала единственный в России мемориальный музей его имени, ликвидированный в 1918 году. Часть экспонатов сохранилась до настоящего времени в музее краеведения и выставлена в экспозиции.

Коллекции, собранные членами уездных архивных комиссий, легли в основу краеведческих музеев в Царицыне, Новоузенске, Покровске, Екатеринштадте и Николаевске – уездах губернии.

Параллельно с этими комиссиями, с конца 19 века отдельными любителями краеведами из среды помещиков и служилого дворянства путём целенаправленного собирательства стали создаваться личные и “домашние” музеи. Так, потомок Александра Николаевича Радищева, член СУАК – Хвалынский городской голова А.В. Васильев владел исключительно ценными собраниями старообрядческих икон, картин, предметов археологии – сейчас они составляют гордость Хвалынского районного краеведческого музея. Можно было бы привести другие примеры того, как просвещённое дворянство до 1917 года было заинтересовано в пропаганде охраны памятников истории и культуры.

Усилиями всех членов комиссии в период с 1886 по 1930 годы была создана первая в губернии научная историко краеведческая библиотека с фондом 58000 единиц хранения. Историю создания библиотеки можно разделить на два периода:

1) с 1886 по 1917 гг. книги поступали путём пожертвований изданий различными научными учреждениями России, учёными филологами, историками, философами и т.д. Наверное, не было не одного члена комиссии, который бы не внес в фонд какого либо издания. Такие наши известные земляки как Н.В. Калачев – основатель учёных комиссий в России, археограф (специалист по древним рукописям) А.Н. Труворов, краевед А.Н. Минх и десятки других передавали свои личные библиотеки в фонд библиотеки СУАК;

2) формирование библиотеки в период с 1917 по 1930 гг. отразило усилия членов СУАК по сохранению исторического и культурного наследия губернии, когда они спасли полностью или частично библиотеки общества “Братство Святого Креста”, биржевого комитета, губернского правления, губернского статистического комитета, крестьянского и дворянского поземельного банков, древлехранилищ Троицкого собора, собора Александра Невского и других церквей города, а также библиотек помещичьих усадеб губернии. Это собрание тщательно отобранной литературы историко краеведческого направления явилось своеобразным памятником интеллигенции уходящей России. В 1930-ые годы фонд был рассредоточен по разным библиотекам и архивам, часть книг погибла.

Традиция безвозмездной передачи библиотек и других коллекций сохраняется и в настоящее время. Примером может служить Казакова Мария Алексеевна – старший преподаватель кафедры нового и новейшего времени Саратовского государственного университета, которая почти 50 лет собирала библиотеку в соответствии со своими научными и личными интересами: история стран, мемуарная литература, архитектура, книги по живописи, балету, музыке, литература, связанная с историей Саратовского академического драматического театра. За последние 2 года М.А. Казакова пожертвовала Саратовскому краеведческому музею около 300 книг. Постепенную передачу своей библиотеки в музей она продолжает.

Многочисленные дары коллекционеров стали основой многих выставок музея краеведения. Так, например, в 1995 году, безвозмездно передана семьёй гармониста любителя В.В. Седового и экспонируется коллекция народных музыкальных инструментов в количестве 30 предметов. Среди которых редкие саратовские гармони мастеров Артемьева и Захарова 1920-30-ых гг.

К столетию со дня рождения А.П. Кумакова – саратовского энтомолога-любителя и коллекционера, собиравшего в течение 20 лет чешуекрылых Саратовской области – была посвящена выставка “Мир вокруг нас”, она создана на основе двух коллекций Кумакова, поступивших в музей в 1960-70-ые гг. и в 1989 году. В них представлено около 3000 экземпляров в основном местных бабочек, среди них немало редких видов, внесённых в Красные книги Саратовской области и Российской Федерации.

В 2001 году выставлялась коллекция другого саратовского коллекционера бабочек В.М. Курчаткина, передавшего в дар музею часть личной коллекции (более 50 экземпляров бабочек, обитающих в Саратовской области).

Безусловно, работа с дарителями требует от сотрудников музеев предельного такта, терпения. Видится, что усилия в этом направлении требуют поддержки со стороны местных органов культуры и других заинтересованных ведомств. Саратовский Государственный музей им. К.А. Федина был основан в 1982 г. также на основе частной коллекции, переданной на родину дочерью писателя Ниной Константиновной Фединой. В неё вошёл ценнейший архив писателя: рукописи, документы, письма с автографами великих русских и зарубежных писателей, среди раритетов – письма Гоголя, Достоевского, Тургенева, автографы Некрасова, Блока, Р. Роллана, Цвейга и других крупных писателей 19-20 вв. За 20 лет существования музея Нина Константиновна безвозмездно передала около 40000 единиц хранения.

Музей им. К.А. Федина постоянно предоставляет свои залы для экспонирования коллекций саратовских собирателей. Среди них заслуженный артист Российской Федерации, художественный руководитель саратовской филармонии, библиофил А.И. Катц. Он дает консультации сотрудникам музея по вопросам коллекционирования. Его коллекция используется для проведения литературно музыкальных вечеров.

Многие знают известного саратовского коллекционера живописи, Народного артиста России, Почётного гражданина города Саратова Льва Григорьевича Горелика, который активно выставляет свои картины в залах музеев Саратова и других городов России.

Отмечается тенденция саратовских коллекционеров к созданию новых общественных музеев (а их сегодня в Саратове 154). Так, уже 10 лет назад была сделана попытка создания музея, в основу которого легла коллекция, собранная А.П. Фёдоровым, уроженцем с. Вязовка, Татищевского района Саратовской области.

На протяжении многих лет он собирал старинные предметы, связанные с историей родного края. Музей стал общественным, помещение выделило местное лесничество. Очень быстро музей перерос свои рамки и получил статус районного государственного музея – в 1990 г. стал филиалом областного музея краеведения в г. Татищево, в котором собрана уникальная коллекция: иконы, старообрядческие складни, предметы бонистики, коллекция церковных и поддужных колокольчиков, этнографические материалы, книги религиозного содержания, одна из которых – “Апостол” – издана в 16 веке, и огромное количество документов по современной истории родного края.

Появление музеев частных коллекций стало новым этапом развития музейного дела в России. Например, в Москве в 1993 году открылся первый в России частный музей — “Русский национальный музей”, стремящийся к созданию собственной коллекции произведений серебряного века русской культуры. В Саратове тоже существует частный музей – музей традиционной культуры “Оберег”, который создал в 2001 году известный собиратель Боровский Андрей Александрович, кстати, он, как и многие другие коллекционеры, входит в состав экспертной комиссии при Теруправлении.

Основа музейной коллекции – уникальные подлинные народные костюмы Саратовской, Белгородской, Воронежской, Курской, Тульской, Тамбовской, Калужской, Новосибирской областей, а также народные музыкальные инструменты, традиционные игрушки различных регионов России. В настоящее время музеем ведётся работа с частными коллекционерами Москвы, Петербурга, Калуги, Курска по приобретению подлинных комплексов крестьянской одежды. Говоря о проблемах коллекционирования, можно сказать, что их всегда было достаточно. Во все времена: и в дореволюционные, и в советские, и, тем более, сегодня. Решать эти проблемы сегодня в Саратове, да и в других областях России, по сути дела, ни одна из государственных федеральных и местных структур не берётся.

Однако, Территориальное управление, инициировав уже не одну встречу с коллекционерами, исходит из стремления оказать им свою посильную помощь и поддержку. Так на заседании “круглого стола”. Состоялся очень серьёзный и деловой разговор. Был поднят ряд проблем, вопросов, требований. Это и необходимость срочного усовершенствования нормативно-правовой базы в отношении коллекционирования, и принятие Закона и обновлённых инструкций Минкультуры России, обязывающих заниматься этим вопросом местные органы власти субъектов Федерации особенно по направлениям: бонистики, нумизматики, фалеристики, филателии и требования официально разрешить обмен коллекционным материалом в отношении фалеристики– и сама возможность собирания коллекции.

Большие сложности в России возникают у коллекционеров со страхованием. Россия в плане страхования – безграмотная страна. Страхование в настоящее время – это цивилизованная форма защиты собственника. На западе это является давно самим собой разумеющемся. Но у нас пока многие люди недооценивают страхование, не понимают, что подчас это единственный способ компенсировать утраченное.

Тревожит и ситуация, сложившаяся в деле сохранения коллекций. Так, в настоящее время, только на территории Саратовской области числится 599 похищенных предметов. Из них 507 предметов похищены из частных коллекций: икон – 411; картин – 6; предметов культовых обрядов – 21; орденов, медалей, монет – 9; книг – 15. Нужно отметить, что ещё одна, очень сложная проблема – государственный учёт движимых памятников истории и культуры, находящихся в собственности коллекционеров.

В настоящее время продолжают действовать инструкции СССР и РСФСР “Об охране памятников истории и культуры”. Потеряли ли они сейчас свою актуальность? Может быть, в каких то нюансах и да. Но, в целом, безусловно, такой закон необходим. Посмотрим на государства, ставящие охрану памятников во главу угла: там имеются не только учётные списки памятников, находящихся на руках коллекционеров, но и каталоги с полной фото-, видео фиксацией, даже скрытой маркировкой. Дома коллекционеров берутся под усиленную охрану полиции.

У нас же, в случае кражи, коллекционер не в состоянии дать органам внутренних дел, даже, пусть сколько нибудь полное описание предмета.

Каким же образом бороться со сложившейся ситуацией в охране коллекций?

Прежде всего – это учёт. Законодателем определено: “Предметы старины, произведения изобразительного и декоративно прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учёту в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности”.

Обязанность государственного учёта возложена на органы управления культуры субъектов Федерации.

Предметы, хранящиеся в частных коллекциях относятся к негосударственной части музейного фонда и, в соответствии с инструкцией Минкультуры Российской Федерации от 1986 года, ставились на госучёт местными органами культуры в те времена, но, это уже ушло в небытиё. Хотя данная инструкция не отменена и новой нет.

Вместе с тем, в настоящее время существует регистр в Департаменте по сохранению культурных ценностей Минкультуры России и там ставятся на учёт коллекции, но они регистрируются на абсолютно добровольных основах, коллекционера это ни к чему не обязывает. Цель только одна – защитить коллекционера и сохранить имущество его лично и нашей страны.

Вот тут есть над чем поразмыслить коллекционерам: ставить на учёт или нет? Может быть и самому описать, сделать фотофиксацию и хранить где-то в семье или хотя бы в другом месте, в сейфе, в банке, у родственников по другому адресу или – доверить эту тайну специально уполномоченному органу.

За 6 лет существования Территориального управления в Саратовской области сформировался цивилизованный антикварный рынок. Активную помощь в собирательстве коллекций оказывают и антикварные магазины.

Особую группу проблем имеют общественные музеи. В Саратовской области работают 154 негосударственных музея. Из них 110 школьных, 44 ведомственных (вузовские, колледжи, различных предприятий и других организаций). Некоторые из них обладают редкими, интересными мемориальными коллекциями.

С переводом предприятий из государственный в акционерную, частную и другие формы собственности, судьба многих коллекций оказывается плачевной. Так произошло с музеем СЭПО – крупнейшего предприятия г. Саратова. И хотя наиболее ценные экспонаты стояли на учёте в музее краеведения, руководители предприятия отказали в передаче государственному музею этих коллекций. Законодательная база для передачи экспонатов общественных музеев, в случае их расформирования, в государственные отсутствует. В результате где находятся экспонаты бывшего заводского музея неизвестно. Многие школьные музеи также имеют большое количество наград Великой Отечественной войны. Они не могут обеспечить их сохранность, а передавать в государственные музеи отказываются. Хотя имеются факты пропажи коллекций в школах, интернатах и других учебных заведениях.

Коллекционирование – это увлечение, которое будет существовать веками независимо от изменения государственных границ, устройств и других политических катаклизмов. И задача государственных органов оказывать коллекционерам необходимую посильную помощь. Ведь культурные ценности, находящиеся в собственности коллекционеров, – это достояние нашего народа и грядущих поколений.

Александр Бургучёв, руководитель Территориального управления Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей по Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и Ульяновской областям.

Автор: Александр Бургучёв

Источник: http://www.sc.sarbc.ru/

Постоянная ссылка на это сообщение: http://filotaimist.ru/kollekcionirovanie-popolnenie-negosudarstvennoj-chasti-muzejnogo-fonda/

Яндекс.Метрика