«

»

Распечатать Запись

Календарная галерея династии Рыман (Д.Одинцов)

История и современность
Календарная галерея династии Рыман

Дмитрий Одинцов

Думы мои все строже.
Взгляд устремляю вдаль.
Год – он спокойно уложен
В перекидной календарь…
Степан Щипачев,
поэма “12 месяцев вокруг Солнца”

В пространство календаря, как в дверной проем, в наш дом входит время.
Иллюстрация рядом с таблицей – это не просто живопись, обряженная во ткань календарной тоги. Это – не случайно подобранные пейзажи, механически закалендаренные в композицию страницы декором цифр и шрифтов.

Двенадцать покровов бога Хроноса – это двенадцать календарных листочков, трепещущих в стремнине календаровремени.

В 2006 году рекламисты симферопольского завода “Фиолент” одарили своих клиентов двумя календарями: стенным и настольным. Чудотворная муза заводской рекламы осчастливила зрителей встречей с живописью двух мастеров: Евгения и Темира Рыманов, отца и сына.

Конструкция и форматы – вторичны по отношению к графическим и кнопочным решениям. Проволочная спираль скрепляет двенадцать сюжетов – моментов времяпространства – воедино. Это понятно. Но для художников хронологическая первооснова – формула, вектор, знак.

Подлинное искусство – это самовыражение. А художник подобен демиургу, созидающему свои произведения. Отец и сын Рыманы запечатляют пейзажные мгновения календарного года, быстротечные и едва уловимые, как касание кисти о полотно. Вдохновенная работа, нелегкий труд…

Вот живописные краски легли на февральский лист стенного календаря: “Контражур. Февраль в Ялте” (Темир Рыман). Мы видим панораму города с ливадийской стороны: вдали – бухта, мол, маяк. Горизонтально-угловатые плоскости ялтинских крыш синхронны композиционно-образующим линиям дальних горных рельефов. Элементы урбанистики сопрягаются с естеством и эстетикой творений Создателя…

Художник – не просто календаромаз. Он – аккумулятор и выразитель энергетичного мироощущения времени, движущегося в пространстве крымских ландшафтов.

“Весна в Оползневом” (Темир Рыман) – апрельская иллюстрация настольного численника. Радостный, яркий перфоманс пробуждающейся природы: букеты бело-розовых цветов, просветленные солнцем дома, дверь, распахнутая навстречу весне.

Того же автора – “Церковь Воскресения. Форос” (“апрель” стенного календаря): тонкими штрихами выписаны цветущие кроны фруктовых деревьев, бирюзовые фоны и молитвенная твердыня Храма Божия на верхушке скалы.

Дискретная плоскость календаря не отчеркнута краями бумажного листа. Она может быть продолжена, раскрыта, продлена во все стороны, потому что пред нами – на столе или на стене жилища нашего – лишь часть беспредельного мира. Потому что пред нами – не просто календарный кадр зимы, весны, лета или осени, но путь к осмыслению истин. А художники-проводники, провожатые на этом пути меж бездонными мирами всего сущего и зрительскими душами.

Чего только не узришь в богатейшем многокалендарии крымских красот? Балаклава, Гурзуф, Алупка, Форос, Оползневое, Васильевка, Ялта – череда календарных картин, воплощенных отцом и сыном Рыманами.

Полотно Евгения Рымана “Цветет лаванда” – июльский лист стенного календаря. Фиолетово-лиловое поле благоухающего эфироноса – цветовая иллюзия волны, как бы набежавшей на нижнюю кромку календарного разворота.

Его же – “В Ливадийском парке” – фиксирует композицию листа “сентябрь”. Оливково-осенняя листва древесных крон старинного парка, белокаменные очертания императорского дворца, элегичная фигура одиноко стоящей дамы…

Эстетика календарной иллюстрации – искусство зрительное, конкретное. Календарная хронофилософия основана на сезонах годовремени. И совокупность первого со вторым делает умозрительное зримым, прикладным, предметным.

Перекидывая страницы, мы входим в темпоритмику временного круговорота, засекаем периоды чередования в одну двенадцатую годового рондо, отрезков движения и хронопауз в частоте календарной метафизики.

“Перпетуум мобиле” календаробытия движется импульсами: развороты-поворотники жизни, в которой месяцы – фазы, такты ритмовремени. Что было спереди, ан глядь – уж и позади! Лист наслаивается на лист, пейзаж – на пейзаж.

Картина “Сумерки” Евгения Рымана взята в рамку “ноябрьской” полосы календаря настольного. Изображение панорамирует безлюдный причал, притихшие осенние яхты, спокойное море; пастозно-размашистыми мазками подчеркнуто умиротворение водной стихии. Кажущуюся импровизационность, мимолетность живописных импрессий хроноприродной месячной иллюстрации фиолентовские дизайнеры виртуозно сочетают с точной предопределенностью местоположения ее в структуре календарного многолиста.

Календарь стенной, листомесяц “Ноябрь”. “Аю-даг” Евгения Рымана: согбенный каменный медведь, пустой пляж, белесые навершия прибоя, ни одного купальщика в волнах…

О живописи писать трудно. Можно говорить о технике, о колорите, о композиции. То есть затронуть искусствоведение академическое. А может, это и не нужно?

Вот мы вглядываемся в изображение на календарях. Что в них? Лавина явлений, событий, впечатлений и откровений. Мир, в котором все: природа, предметы, люди – преисполнено восторга пред наступившим богоданным днем. Пред календарным временем – как произведением творца.

Календарь большой или совсем малый – социальный персонаж, известный с начала цивилизации – не является ли он одним из сакральных ингредиентов быта в наш технотронный век?

Не предназначен ли он для людей любознательных знаменовать само время? Время в картонно-бумажной, настольно-стенной ипостаси? Не суждено ли ему, календарю, сочетать торжество воли талантливого индивидуума, при посредстве технологии типографской машины, фабрикующей и исторгающей календарный продукт в единообразном множестве тиража, со вселенским господством силы высшей, необоримой, безмерной, благословенной, вечной: с властью календаровремени Божия?

 

Журнал «Недвижимость Ялты. Бизнес. Отдых»

Номер 10 (29) / Декабрь 2007

Постоянная ссылка на это сообщение: http://filotaimist.ru/kalendarnaya-galereya-dinastii-ryman-d-odincov/

Яндекс.Метрика