«

»

Распечатать Запись

История и методы печати стерео варио на лентикулярных линзах.

6

Стереорепродукция – жанр, точнее ремесло, возникшее на стыке технологии и изобразительного искусства, стала возможна лишь в последние годы. Дело в том, что в былые времена растровые стереоизображения, как правило, ограничивались форматом календарика или открытки. Технические средства, позволяющие получать формат, сопоставимый с исходным живописным полотном, появились относительно недавно. Современные линзовые растры позволяют воспроизводить хотя пока еще не большой, но уже приемлемый для ряда живописных произведений объем.

Стерео-варио изображения способны создавать иллюзию объема или движения на плоской картинке – это может быть как фотография с эффектом 3D, так и полноценная анимация, кадры которой проигрываются при движении наблюдателя относительно постера или плаката. Благодаря такой особенности, возможно использование стерео-варио для создания киноафиш и наружной рекламы вдоль маршрутов движения. Помимо рекламы, стерео-варио изображения востребованы для изготовления календарей, оформления витрин, открыток.

1257851601.gif_big

История стереоизображений уходит в глубокую древность – в 280 году до н. э. Евклид обнаружил, что восприятие объема возможно благодаря тому, что каждый глаз видит картинку под разным углом. Теоретическое обоснование стереоскопическое видение получило благодаря трудам Иоганна Кеплера, а изобретение первого стереоскопа принадлежит английскому физику сэру Чарльзу Уитсотну. Широкой общественности стереоскоп впервые был продемонстрирован в 1851 году в Лондоне.

Технология изготовления стерео-варио проста и остроумна. На несколько изображений, разрезанных на полоски, накладывается пластиковый растр с особыми линзами, позволяющими наблюдателю видеть в каждый отдельный момент единственную картинку. Стереоизображения можно разделить на два типа – трехмерное стерео и псевдостерео. Для создания полноценного трехмерного стерео используется стереосъемка или компьютерные модели. Псевдостерео имеет несколько плоских слоев, перемещающихся с разной, с точки зрения наблюдателя, скоростью; такие изображения обычно содержат удаленный задний план, усиливающий ощущение глубины сцены – например, горы, лес или другой пейзаж.

Стерео варио изображения отличаются от обычных изображений всего лишь одним моментом – они создают иллюзию объема. Эта иллюзия основана на особенности чевоческого зрения: левым глазом мы видим картинку, которая немного отличается от картинки, которую мы видим правым глазом. Лентикулярный пластик это приспособление для того, чтобы в каждый глаз попадали разные изображения. Особенности бинокулярного зрения описывал еще Леонардо да Винчи.

Технологии печати на лентикулярном пластике более 160 лет, однако масштабный *выход в свет* впервые произошел в США на президентских выборах. Будующий президент Эйзенхауэр в предвыборной компании широко использовал различные (как сегодня говорят) промо материалы. Более серьезная, широкоформатная 3d реклама, произведенная на лентикулярном растре, нашла широкое применение в конце 20 века.

Произошло это после того, как три компании (Майкроленс, Кодак и Флипсайнз) объеденили свой потенциал для производства линзовых (лентикулярных) картинок.

Усилия были сосредоточены на трех основных моментах:

  • разработка програмного обеспечения,
  • производство линзого растра,
  • подготовка принтеров для печати на лентикулярном растре.

Когда технологии достигли нужного качества, на сцене начали появляться производственные компании, работающие в основном на рекламном и сувенирном рынках. Кто-то из них стал монстром на рынке объемных изображений и расширял выпускаемый ассортимент (например оптический скотч и клей…), кто-то ушел со сцены производства стерео варио.

Давайте ответим на вопрос – *что такое печать стерео варио на линзовом растре?*

Это печать на лентикулярном пластике, основанная на особенности человеческого глаза – возможность видеть в трехмерном измерение. Картинки или изображения печатаются в специально закодированном виде – полосами. И уже после того, как линзовый растр совмещается с закодированным изображением, человеческий глаз воспринимает результат как трехмерный.

СТЕРЕОИЗОБРАЖЕНИЯ

объёмные (трехмерные) изображения.

Можно выделить 2 основных типа:

Реальное 3D

трехмерное, объёмное изображение обладающее эффектом оглядывания (т.е. объекты можно рассматривать с разных сторон). Изображение может быть получено с помощью специальной стереосъёмки или в программах 3D-моделирования.

Псевдостерео или 2D-3D преобразование

эффект создающий иллюзию разноудаленности объектов изображения. Объекты/планы могут быть получены из одного или нескольких обычных изображений с помощью различных графических редакторов. Использованием специальных программ, поддерживающих карты глубины позволяет создать псевдостерео-изображение, которое невозможно отличить от реального 3D.

mashka

 

3D-стерео (стереосъемка)

 

 

 

 

airh_small

 

Стерео (3D моделирование)

 

 

 

zenit

 

 

Псевдостерео (2D-3D преобразование)

 

 

 

ВАРИОИЗОБРАЖЕНИЯ

несколько изображений, последовательно сменяющие друг друга в зависимости от угла наблюдения.

Вариоэффект имеет множество проявлений из которых принято выделять следующие:

Флип (Flip)

последовательная смена 2-3 изображений

flip

Зум (Zoom)

плавное увеличение/уменьшение (приближение/удаление) объекта

zoom

Морфинг (Morphing)

плавное «превращение» одного объекта в другой

jaguar2

Анимация (Animation)

анимация, движение одного или нескольких объектов. Можно сказать, что все варио-эффекты являются частными случаями анимации (например: приближение автомобиля, является анимацией, а также подходит под определение зума).

most_small2

Возможно совмещение эффектов в одном изображении: объема и анимации, зума и морфинга и т.д.

Основные этапы производства стерео-варио продукции

  1. Разработка оригинал-макета.
    При разработке оригинал-макета могут использоваться любые программы 2D компьютерной графики
  2. Растровое кодирование в специальных программах. На втором этапе из набора подготовленных файлов необходимо создать полосовое изображение (так называемое кодирование). Суть этого процесса в следующем: каждое исходное изображение разрезается на полосы, и затем из этих полос формируется готовое для печати изображение, в котором присутствуют все исходные ракурсы (или кадры). Для реализации этой задачи создано множество программ
  3. Печать кодированного изображения.
    Изображение распечатывается на струйном принтере или плоттере, совмещается с растром при помощи прозрачного двухстороннего скотча и ламинируется. Для производства сувенирной продукции или интерьерных панно печать производится на бумаге; если требуется изготовить световой короб со стерео- и вариоизображением, печатают на специальных пленках, предназначенных для работы на просвет (Backlith, Duratrans и др.). Данный способ по производительности и стоимости применим для сувенирной продукции или POS-материалов, выпускаемых небольшими тиражами (от 100 шт. до 10 тыс. шт.) и хорошо зарекомендовал себя при производстве рекламных постеров и крупноформатных щитов (от единичных тиражей до 200 шт. в месяц).

УФ-лентикулярная печать офсетом

– печать закодированного изображения непосредственно по пластику. При производстве малоформатной продукции используется тонкий пластик (до 0,7 мм) и применяется традиционный офсетный способ печати по невпитывающей поверхности (УФ-краски). При печати по линзовому растру необходимо обеспечить не только точность приводки, но и сохранение заданных режимов (в том числе температурных) на весь период печати. Минимальным тиражом для офсетной печати считается 500 листов пластика. В данном случае себестоимость готовой открытки сравнима с печатью по бумаге.

При необходимости печати большого количества крупноформатных панно на толстом жестком пластике используют специальные струйные широкоформатные принтеры (flatbed принтеры типа Inca Colambia, Inca Eagle).

Запечатываемый ими материал может иметь толщину до нескольких сантиметров, максимальный размер в районе 2,5×1,5 м. Печатный стол Eagle оборудован вакуумным прижимом для жесткой фиксации носителя. Модуль с печатными головками и УФ-сушкой движется в одной плоскости, стол – в другой, перпендикулярной.

lenticular

Главную роль в создании стерео/варио изображения играет лист лентикулярного пластика, он же линзовый растр, стереорастр. Он представляет из себя тонкую прозрачную полимерную пластину, одна сторона которой имеет форму ряда цилиндрических линз (лентикул). Линзы разлагают изображение по углам, и зритель видит либо объемную картинку, либо меняющееся с углом поворота изображение.

Листы растра изготавливают литьем или экструзией расплавленных гранул различных полимеров: ПЭТ, ПЭТГ, АПЭТ, ПВХ и т.п.

Чаще используют АПЭТ (APET, аморфный полиэтилентерефталат) и ПЭТГ (PETG, полиэтилентерефталатгликоль), последний имеет большую эксплуатационную долговечность. При изготовлении толстых растров для наружной рекламы в состав добавляют акриловые смолы, повышающие устойчивость пластика к внешним воздействиям. Наиболее популярные марки полимеров Spectar и Lenstar производит компания Eastman Chemicals (США).

rastr

Физические параметры растра:
t – толщина растра;
a – период растра;
n – показатель преломления материала растра (в пределах от 1.52 до 1.65);

Основные характеристики растра:

Частота (линеатура) – количество цилиндрических линз, укладывающихся на дюйм, измеряется в LPI – Lenses per Inch (численно равна дюйм/период). Выбор частоты растра можно определить исходя из разрешения человеческого глаза. Для расстояния в 30 см разрешение глаза равно примерно 85 ppi, следовательно для мелкоформатной продукции (календарики, открытки) предпочтительнее растр с частотой 85 lpi и выше. На расстоянии в 1 метр разрешение глаза – 25 ppi, и частота линзового растра должна быть не меньше.
Поэтому, для наружной рекламы выбирают растры с малой линеатурой (10-20 lpi), для оформления выставочных стендов, P.O.S.M. больше подходят растры со средней линеатурой (20-60 lpi), для сувенирки – 60 и более.
Угол обзора – угол, в пределах которого мы видим нормальный стереоэффект или одну фазу анимации. При повороте линзы на больший угол, мы увидим псевдоскопическое изображение (левое и правое изображение поменялись местами) или следующую фазу анимации. Угол обзора лежит в пределах 24-60 градусов. Угол больше 60 градусов нельзя сделать из-за величины показателя преломления полимерных материалов.
Линзовые растры с углом обзора 24-30 градусов предназначены в основном для стереоизображений, т.к. все стереоракурсы видны в маленьком угле и глубина стереоизображения будет довольно большой.
Угловое разрешение микролинзы – определяет минимальный угол в пределах которого возможно четкое разделение двух соседних ракурсов и, соответственно, максимально возможное число вариокадров или стереоракурсов для данного растра. Эта величина не бесконечна и невозможно получить вариокартинку с бесконечным числом кадров (обычно это 20-40 изображений). Угловое разрешение линзы лежит в пределах 0,5 – 5 градусов (может больше) и значительно превышает разрешение печати, поэтому об этом параметре обычно умалчивают.
Угловое разрешение растра также определяет максимальное расстояние просмотра стереоизображения. Расстояние, при котором угловая база между глазами (расстояние между глазами поделить на расстояние осмотра) сравнима с угловым разрешением микролинзы является предельным для осмотра стереоизображения. На таком расстоянии левый и правый глаза будут видеть один и тот же ракурс, и никакого стереоэффекта не будет, может быть только вариоэффект. Предельное расстояние для стерео не превышает 5-10 метров.

На данный момент наиболее популярными на рынке являются следующие материалы:
62, 75 lpi (LPC Europe Ltd.)
Caroclear-Impact Lens 70 lpi (Carolex, Франция
10-60 lpi (MicroLens Technology Inc., США

Подготовка стерео-ракурсов

Объемное восприятие нами мира обеспечивает бинокулярное зрение – левый и правый глаза смотрят на мир из разных точек (разделенных у человека расстоянием 60-70 мм).
Стерео-растр обманывает глаза, “показывая” левому и правому глазам разные, заранее подготовленные изображения одной и той же сцены, снятые из разных положений (стереоракурсы).

Ниже кратко описаны способы подготовки стереоракурсов.

СТЕРЕО-СЪЕМКА

photo

Используются или несколько фотоаппаратов, или многообъективная фотокамера, или одна видео- или фотокамера. Стереосъемку можно выполнять 3 способами:

1. Параллельным – смещать камеру относительно сцены (например, используя специальный штатив с рельсом)

При параллельном способе направление оптической оси объектива постоянно. Полученные изображения затем необходимо дополнительно обрабатывать (сдвигать).

2. Направленным. Можно вращать камеру относительно сцены (существуют специальные штативные насадки), или можно вращать сцену/предмет, закрепленный на специальной подставке.

При направленном способе оптическая ось объектива всегда направлена на центральный объект сцены.

3. Панорамным

Количество необходимых ракурсов определяется глубиной стереоизображения: чем больше глубина, тем больше параллакс и требуется больше ракурсов для комфортного просмотра. Но, с другой стороны, количество ракурсов ограничено разрешением печати.

mashka

 

Цифровая фотокамера вращается вокруг сцены

 

 

 

 

tab_sm

 

Пачка вращается на подставке перед неподвижной фотокамерой

 

 

 

koleni

 

Съемка видеокамерой (фрагмент кинофильма)

 

 

3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ

Для создания последовательности стереоракурсов можно использовать программы трехмерного моделирования.
Наиболее популярны 3D Studio Max, Corel 3D Dream, Maya, Poser Ракурсы получают последовательным рендерингом сцены, снимаемой камерами из разных положений.

sam2-150

ПСЕВДОСТЕРЕО или 2D-3D ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

Плоские фрагменты композиции располагают по слоям и при создании каждого нового ракурса смещают влево или вправо на определенное расстояние (или число пикселей). Передний слой смещается влево и, в готовом продукте, кажется висящим в воздухе, задний – смещается вправо и видится в глубине.

Для того, чтобы объекты в каждом слое не выглядели плоскими (как будто вырезанными из картона), можно создать для них т.н. карты глубины (или карты высот). Для этого используют различные графические редакторы или специальные программы.

kosko-smgogen-small

Все перечисленные способы можно комбинировать при создании одного стереоизображения. Например, 3D-постер БУБОРГ (см. картинку внизу) был сделан так: 15 ракурсов автомобиля BMW (стереосъемка) размещены на фоне псевдостерео здания, для которого была нарисована карта глубины. Также в сцену добавлены плоские объекты с варио-эффектами.

buborg

Существует несколько способов преобразования плоского изображения в трехмерное.

Метод псевдостерео.

gogen-smallЭто выделение объектов исходной картинки, их смещение относительно друг друга и геометрические преобразования.
Величина смещения определяется “глубиной” объекта в сцене.

При смещении объектов в изображении возникают разрывы, которые необходимо либо “закрашивать”, т.е. дорисовывать части изображения, которых нет в оригинале, либо увеличивать объекты, чтобы они закрыли разрыв.

Кроме смещения применяют геометрические преобразования объектов (растяжение, сжатие и т.д.).

Для выделения, смещения и преобразований используют графические редакторы (Corel Photopaint, Adobe Photoshop и др.).

Использование специальных программ

zenitНа рынке существуют программы, которые создают стерео последовательность на основе стереопары или по заданным картам глубины. Карта глубины может представлять собой grayscale-файл, в котором яркость каждого пиксела задает глубину соответствующего элемента исходного плоского изображения.
преобразует двухмерное изображение в трехмерное с использованием карты глубины.
создает карту глубины, анализируя изображения для левого и правого глаза. Работает с программой Bas-relief.
StereomorpherPlus предназначена для создания новых ракурсов (промежуточных и внешних) на основе стереопары.

3D-моделирование плоских изображений

(с сайта Алексея Ельцова).

«Известно не так уж много способов перевода плоского изображения в объемное. Наиболее распространено так называемое псевдо стерео преобразование. Современные графические редакторы легко позволяют порезать картинку на слои, задать смещение и получить стереопару, или даже несколько ракурсов для растра. Не смотря на свою популярность и простоту реализации, псевдо стерео изображения имеют ряд недостатков. Конечно, мы наблюдаем некоторую иллюзию объема, видим несколько разнесенных в пространстве планов, но это ПЛОСКИЕ планы. А в случае живописи простого объема не достаточно – хочется еще и ощущения рельефа, такого, какой мы видим, например, в случае многоракурсной стереофотографии.

Существует единственный способ преобразования двумерного изображения, позволяющий получить настоящий, реалистичный объем. При этом для каждого видимого на плоской картинке объекта строится трехмерная сеточная модель (mesh model). Эта модель играет роль своеобразной трехмерной болванки, на которую “натягивается” текстура исходного изображения. Особенность этого метода в том, что исходная текстура остается не искаженной, дорисовываются только невидимые на боковых ракурсах участки.»

piters

Ниже приведены примеры создания различных варио-эффектов.

most_small2

Анимация: ВИДЕО- или ФОТОСЪЕМКА меняющейся сцены

 

 

 

flip

 

Флип: смена двух изображений

 

 

anim

Анимация: последовательное сжатие крыльев по горизонтали

 

 

 

zoom

Зум: постепенно изменяется размер объекта

 

 

 

sb-1

 

Волна по тексту

 

 

color

 

 

Смена цвета

 

 

erarta

 

 

“Таяние” цвета

 

 

 

jaguar2

 

“перетекание” одного объекта в другой.

 

 

Все перечисленные способы можно комбинировать при создании одного варио-изображения.

lss-sm

 

Флип, зум и анимация

 

 

ПРИМЕРЫ  СТЕРЕО И ПЕРЕЛИВНЫХ КАРМАННЫХ КАЛЕНДАРЕЙ

Стерео календарики

k-gazpk-finkk-lg

 

 

Варио календари (переливашки)

sanofi oral-b

nico

muskul

k-paprv

k-adam

  autoc

infinit

 

 

 

 

 

Источники:

http://stereogen.ru

http://extracopy.ru/

http://www.a-stereo.ru/

Постоянная ссылка на это сообщение: http://filotaimist.ru/istoriya-stereo/

Яндекс.Метрика