Ответ в теме: Ценность календарей , изданных коллекционерами

#3250
алекс
Хранитель

Дмитрий Малявин

Уважаемые коллеги!
Мне хотелось бы поднять вопрос о выпуске частных календарей. В последнее время все больше и больше коллекционеров стали печатать собственные календари как для себя, так и для других коллекционеров. Если в советское время, когда государство имело монополию на выпуск любой печатной продукции. это было невозможно, то с момента отмены этой монополии в 1990 г. сразу же нашлись деятели, которые поставили это дело на поток. Первым был, насколько мне известно, некий деятель из Львова, выпускавший псевдофольгу. Потом Краснодар, Одесса, в Москве появился «Коллекционер» , и пошло, и поехало. Но вышеозначенные «пионеры» самиздата имели своей целью только коммерцию. Конечно, каждый коллекционер сам принимает решение, какие календари класть себе в коллекцию, какие нет. Кто-то собирает только рекламные календари, кто-то все по выбранной им теме. А в последние год-два этим занялись и сами коллекционеры. С легкой руки Владивостокского клуба, целью которого, все-таки, по моему мнению, было не столько удовлетворение собственных интересов, сколько та же прагматика. И вот уже то один, то другой коллекционер начинает заказывать небольшим тиражом собственные календари. Как правило, маленькие тиражи приводят к высокой стоимости календарей. Конечно, при этом берутся темы и фотографии, которые наиболее интересны большинству коллекционеров, и которые не издавались никем до того, или максимально полно раскрывали темы, которым были посвящены календари, или, даже, раскрывали эти темы с новой стороны. А кому, как ни самим коллекционерам, знать, что им наиболее интересно в данный момент. Календари эти распространяются в узком кругу, тираж их вряд ли превышает 100 шт. Казалось бы все это хорошо. Ведь, как я уже заметил, каждый сам составляет свою коллекцию и сам решает, какие календари ему интересны, а какие не стоят его внимания.
Тем не менее…
Не кажется ли вам, что коллекционирование начинает превращаться в некий самодостаточный акт. И каждый коллекционер начнет просто заказывать себе календари, которые ему нравятся. Отпадает необходимость в поиске. И коллекция превращается в своеобразный альбом личных фотографий или фотографий друзей. Он интересен только коллекционеру и больше никому.
Каждый рекламный календарик, неважно, что рекламирующий – машину ли, штаны, услуги экстрасенса или мэра города, является своеобразным моментальным срезом исторического момента страны. Через 50 лет он будет интересен любому как отражение тех далеких лет. А серии картин или животных ничего не отражают, и не будут отражать ничего, кроме того, что на них изображено: кот останется котом а картина Сурикова картиной Сурикова, которая все равно будет смотреться лучше в хорошо изданном альбоме (я уж не говорю: «в натуре»)
В связи с этим мне вспоминается живший в конце XIX века граф Струйский (чья фамилия осталась в памяти людской лишь в связи со знаменитым портретом его несчастной жены). И мнил себя этот Струйский великим поэтом и при этом, будучи графоманом, был ещи и очень богат. А поскольку его беспомощные, плохо рифмованные стишки не брал ни один издатель, то он просто купил себе типографию и сам издавал свои стихи. Издавал он их на самой лучшей бумаге, книги оформляли талантливые оформители, иллюстрации вырезали великолепные граверы, был заказан набор самых лучших по дизайну шрифтов. А потом дарил он их самой Екатерине и лицам ее окружения. Подарки эти тут же выбрасывались, ибо иметь их в библиотеке значило подставить себя под насмешки любого любителя книг, и считалось просто неприличным. Вскоре лишь личная библиотека Струйского стала собранием только и исключительно его книг.
Правда, конец этой истории несколько неожиданный и поучительный. После смерти Струйского попытка продать библиотеку успехом не увенчалась, и книги сожгли, как не представляющие ценности. А спохватились через полвека. Стихи-то ничего не стоят, но художники, граверы, оформление, бумага… Короче, любая книга оказалось наилучшим образцом того, как надо выпускать настоящее высокохудожественное издание. И рванулись коллекционеры на поиски, и стали предлагать любые деньги, а книг-то сохранилось – пальцев рук хватит пересчитать.
Но там было Качество. К нынешним календарям Самиздата, увы, это отнести трудно.
И все же, повторю еще раз мои вопросы: так ли уж интересны «самиздатовские» календари для коллекционирования, не убивают ли они сам дух поиска, который и составляет, по моему мнению, квинтэссенцию коллекционирования, и не сводят ли они весь процесс коллекционирования к простой покупке

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Яндекс.Метрика